Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

22 Декабря, воскресенье

Цветы для Элджернона

подробнее>

Новый спектакль, за который проголосовали зрители

18 марта 2013
Юлия Щеткова Новая Сибирь

ТЕАТР «Старый дом» готовится к премьере постановки, знакомой новосибирским театралам по эскизному спектаклю мастерской современной пьесы и режиссуры «Актуальный театр». 15 и 16 марта новосибирский драматический представит первую на российских подмостках сценическую версию пьесы московского журналиста, писателя и драматурга Олжаса Жанайдарова «Бiр, екi, уш» (Беруши). Постановку осуществит выпускник Российской академии театрального искусства Артем Терехин (Москва), попытающийся убедить стародомовского зрителя в том, что национальный вопрос может быть художественно осмыслен и в формате драматического театра.
   «Бiр, екi, уш» (Беруши) — самый титулованный драматургический текст Олжаса Жанайдарова, удостоившийся в 2011 году первой премии международного конкурса драматургов «Евразия» в номинации «Пьеса на свободную тему» и гран-при международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» в номинации «Пьеса». Однако конкурсных регалий оказалось недостаточно для того, чтобы театры обратили внимание на жесткий и острый в своей психологической и социальной точности текст. Как отметил известный театральный деятель Олег Лоевский: «Когда советская власть рухнула, в нашей стране при всем якобы приятии всех наций и провозглашении дружбы народов люди оказались неспособны воспринимать чужое. Сегодня наша нетерпимость не знает пределов. И к чужим, и к своим — ко всему на свете. Мы нетерпимы изначально — от выхода на улицу до захода домой. Конечно, в этой пьесе подана модель всего нашего общества, но в театрах все предпочитают искрометную комедию или мелодраму с хорошим концом».
   «Бiр, екi, уш» (Беруши) happy end’а не гарантирует. Это откровенная и бескомпромиссная история двух братьев, которые, находясь вдали от родины, в погоне за ценностями большого города, не хотят видеть и слышать никого и ничего, кроме старых обид. Учитель Жолан и строитель Кайрат живут в однокомнатной квартире в атмосфере взаимной ненависти. Ситуацию усугубляет смерть родителей в далеком Казахстане, стабильное отсутствие денег и проститутка Таня, с которой у обоих братьев завязываются отношения. Не желая идти на компромисс даже с родным братом, Жолан разрабатывает хладнокровный план по устранению препятствий на пути к своему счастью, в котором ему соглашается помочь его ученик.
   «Артем Терехин переводит историю вобщечеловеческий план, концентрируется насюжете одвух братьях, натеме родства, родословной, теме корней, которых унас уже будтобы инет, — пишет об эскизной версии «Беруши» в «ПТЖ» театральный критик Оксана Кушляева. — Все казахское помещается впроизвольно включающийся телевизор: оттуда Тимур Насиров (нынешний главреж «Старого дома») внациональной тюбетейке читает строки изАбая Кунанбаева, атакже устраивает ликбез показахским обычаям, мифам илегендам. Вот ивесь национальный колорит. Витоге выходит спектакль олюдях, потерявших всякие ориентиры, омире, вкотором национальные ценности перевернуты, извращены, где каждый завидует чужой участи: русский казаху, казах русскому, учитель строителю инаоборот, где для убийства брата находится какой-нибудь национальный миф, атрадиция навещать родителей народине— вАстане— уже неработает».
   «Бiр, екi, уш» (Беруши) — завершающий этап работы мастерской современной пьесы и режиссуры «Актуальный театр», проходившей в ноябре прошлого года в стенах театра «Старый дом». В рамках театральной лаборатории артистами новосибирского драматического под руководством приглашенных режиссеров из Красноярска и Москвы было создано три эскиза по современным российским пьесам О. Жанайдарова, Я. Пулинович и Л. Бугадзе. Судьбу театральных набросков определяли зрители и гости Мастерской, высказывавшиеся за продолжение работы над пьесой или против постановки. Эскиз Артема Терехина по пьесе «Бiр, екi, уш» стал безусловным лидером закрытого голосования. Две трети зрителей опустили бюллетени за сохранение эскиза, что послужило веским доводом в пользу введения постановки в основной репертуар театра «Старый дом».


В статье упомянуты:


спектакли: