Премьера

2020
Петерс

Петерс

 

О НОВОСИБИРСКЕ РАССКАЗАЛИ БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ

26 июня 2020
Юрий Татаренко Навигатор

 

Режиссёр Михаил Патласов сочинил сценическое действо в популярном жанре «вербатим», основываясь на записях бесед с новосибирцами – в том числе известными. К примеру, в финальном эпизоде на тему зрелого отношения к смерти актер Анатолий Григорьев озвучил монолог директора Новосибирского крематория Сергея Якушина.

 

– В городе произведено 70 тысяч кремаций, мы сэкономили 45 гектаров кладбищенской земли. Нас не понимали многие – в том числе священники. Но со временем отношение новосибирцев к крематорию, где расположен единственный в стране музей Смерти, изменилось, – разглагольствовал Григорьев.

 

Работая над спектаклем, режиссёр так объяснял свой интерес к документальному театру: «Самый неповторимый опыт – это не искусство, не выдумка, а реально пережитое реальным человеком. Жизнь пишет намного интереснее, непредсказуемее, неожиданнее, чем любой драматург». В программке к спектаклю сообщается: «Пыль» – статистический срез общества здесь и сейчас, живые истории обычных людей, определяющих портрет Новосибирска».

 

Способом сценического существования артистов стал стендап с вопросами в зрительный зал. Каждый участник спектакля выбирал животрепещущую для себя тему и готовил материал – монолог от первого лица с вкраплениями высказываний других горожан о наболевшем. Публика узнала о мусорных свалках в черте города, насилии в семьях, тотальном контроле над пользователями Сети…

 

Одна из самых эмоциональных сцен – монолог Натальи Пивневой о женщине, чей 14-летний ребенок повесился от нехватки родительского тепла и участия. Наталья Серкова озвучила крик души пенсионерки, отправленной после инсульта на реабилитацию в дом престарелых.

 

Народная артистка России Халида Иванова призналась, почему в своё время была отчислена из НГУ:

 

– Каждое утро по дороге в Академгородок я проезжала мимо Дома культуры «Юность». При виде этого здания на меня всякий раз накатывала какая-то необъяснимая тоска. И однажды я решила прогулять учёбу. Прекрасно провела этот свободный день. Началась полоса пропусков. А летом отнесла документы в театральное училище…

 

Софья Васильева поделилась со сцены весьма незаурядным опытом: она сказала «нет» в ЗАГСе, после чего получила паспорт с известным штампом и пометкой «Поставлен ошибочно».

 

Тимофей Мамлин рассказал, о чём думает в процессе велосипедных прогулок по городу:

 

– В тихом океане плавает мусорный континент размером с три Франции. Безжалостно вырубаются леса. Через несколько лет в ситуации парникового эффекта человечество пройдет точку невозврата.

 

Тимофей завершил свой монолог эффектной репликой: «Пора перестать воспринимать природу с точки зрения экономической выгоды!»

 

Из актёрского ансамбля заметно выбивался Василий Байтенгер со своим суетливым и сбивчивым монологом о проблемах градостроительства (вербатим архитектора Игоря Поповского).

 

После двухчасового спектакля состоялась встреча артистов с публикой. Известный театральный критик из Санкт-Петербурга Жанна Зарецкая заявила:

 

– Хочется поблагодарить весь коллектив «Старого дома» и приглашённого режиссера Михаила Патласова за отвагу, проявленную на пути экспериментального театра. Сцена репетиции прощальной речи сотрудницы крематория, сыгранная Анатолием Григорьевым и Ларисой Чернобаевой, – на мой взгляд, самая убедительная для понимания того, чем сегодня живут новосибирцы. Также интересны другие вопросы, поднимаемые в спектакле: какого цвета Новосибирск и почему мегаполис всего лишь трамплин для молодёжи, уезжающей ради самореализации в столицу.

 

Зарецкая отметила излишнюю назидательность Тимофея Мамлина в отрывке про экологию, а также интерактив артистов со зрителями, носящий не продуманный, а спонтанный характер.

 

Актриса частного театра Наталья Никульшина, посмотревшая спектакль, огорчилась:

 

– Хотелось бы какой-то надежды, чего светлого – хотя бы в одном эпизоде! Мы и так видим чернуху на каждом шагу. Театр поднимает серьёзнейшие проблемы, но непонятно, кто и как будет их решать.

 

Не осталось незамеченным и неубедительное композиционное решение спектакля: эпизоды можно свободно менять местами, далеко не все переходы отыгрываются актерами в порядке живой эстафеты.

 

В целом можно предположить, что спектакль «Пыль» вряд ли въестся в репертуар «Старого дома», но при этом его просто так и не стряхнуть с афиши театра.

 

 

Фото:пресс-служба театра «Старый дом»


В статье упомянуты:


Люди:

Спектакли: