Премьера

25.09.2020
Петерс

Петерс

 

04.12.2020
ЛЮБЛЮНЕМОГУ

ЛЮБЛЮНЕМОГУ

 

Опера без слов, или «Снегурочка. Лаборатория»

27 сентября 2016
Владислава Шандараева Молодежный портал НСО
23 сентября театр «Старый дом» вновь поделился своим видением пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в фантастической опере в семи картинах без антракта «Снегурочка. Лаборатория».
Началом истории служит указ царя Алексея Михайловича: «Быть тишине», а действия разворачиваются «везде и всегда».Звучит указ и наступает тишина… На сцене постепенно появляются берендеи, а зрители начинают судорожно кашлять, чихать и ерзать на месте. Оказывается, что привыкнув к постоянному шуму города, мы просто не можем находиться наедине с собой и своими мыслями, поэтому где-то на бессознательном уровне нам сразу же хочется «перекричать» тишину, заполнить хоть чем-то, лишь бы не слышать биение сердца и не чувствовать пульсации мыслей.
 
Жители Берендеева царства лишены голоса и вынуждены общаться посредством музыки, но так как у всех уникальные «музыкальные инструменты», каждый пытается переиграть остальных, в результате чего рождается какофония, в которой нет места пониманию друг друга. Берендеи не видят солнца уже 15 лет и за эти годы совсем одичали. Один из жителей приносит тлеющие угли и пытается развести костер, но соплеменники бросаются к огонькам, пытаясь прихватить для себя хоть кроху тепла и, обжигая руки, тушат пламя. Погрязнув во тьме, берендеи теряют человеческий облик, уподобляются зверям. Лишившись из-за нетерпеливости и жадности последней надежды на тепло и свет, они отрекаются от того, кто совсем недавно даровал им огонь.
И вот, эти озверевшие люди вдруг встречают Снегурочку, чистую и невинную, любящую людей и стремящуюся к ним. Она совсем юна и ее голос только начинает прорезаться, но уши берендеев не привычны к словам, поэтому они вновь и вновь заглушают нежное пение Снегурочки хаосом звуков, заставляя ее замолчать. Но даже ничего не говоря, она творит чудеса, вдыхая жизнь в то, что грубые берендеи губят. Холодная, она тем не менее согревает яйцо в своих руках и из него рождается цыпленок, в то время как жители Берендеева царства имея горячие сердца, роняя, разбивают яйца, губя скрытую в них жизнь.
А что является символом жизни? Солнце? Земля? Ребенок? Древо? Океан? Космос? Или… спички? Лежащие в коробке, разгорающиеся, пылающие, угасающие, сгоревшие. Именно так показана в этом спектакле жизнь, жизнь длиною в любовь. Купава и Мизгирь любили друг друга, но юноша встретил Снегурочку и отрекся от невесты, а вместе с тем от всего, что было между ними. А Купава осталась одна, осмеянная, оставленная, пылающая гневом и любовью. И тогда она взяла канистру, облила себя и чиркнула спичкой… но та не зажглась. Отчаявшаяся, не способная простить измену, девушка вновь и вновь безуспешно чиркает. Но тут берендеев посещает царь, а в голове Купавы возникает мысль, как наказать Мизгиря, как спасти свою честь. В тот момент закончилась любовь, в тот момент зажглась спичка. Черную, сгоревшую деревяшку уносит Купава и идет к Берендею просить осудить жениха. Позже Купава полюбит вновь, начнется новая для нее жизнь. Жаль, что настоящая любовь, любовь возвращающая на небосвод капризное солнце, бывает лишь раз в жизни. Такую любовь испытала Снегурочка, такая любовь ее погубила.
Леденящая, не способная приласкать и согреть одинокое сердце, но и не жаждущая чьего-то тепла, Снегурочка жила, не ведая боли, пока не захотела полюбить, как обычный человек. Она имела дар говорить в песнях, но не могла с его помощью спасти берендеев, поскольку в ее песнях была лишь зима. И вот, Снегурочка снова запела, потому что больше нельзя было молчать. Голос ее окреп, ведь людская боль заставляет детей взрослеть, и взмолила Снегурочка мать Весну, чтоб одарила та дочь любовью. И воспылало сердце Снегурочки, но недолго оно горело. Ведь Мизгирь умолял милую сыграть свадьбу на Юрьев день, и Снегурочка согласилась, несмотря на то, что знала, как губительно для нее солнце. Просто слишком сильно было чувство, а без него не было Снегурочке жизни. Явилось солнце, узнав, что есть еще в Берендеевом царстве настоящая любовь, и сожгло сердце Снегурочки. Догорела эта спичка, но от ее огня воспламенился весь коробок, и запели берендеи. Впервые запели.
Этот спектакль с самого начала выбивает зрителя из зоны комфорта и заставляет работать мозг и сердце. Все действо пронизано тысячами образов, отпечатывающихся в подсознании и всплывающих тогда, когда ты будешь готов их осмыслить. Отсутствие разговоров заставляет обращать внимание на жесты и мимику, анализировать детали, осмысливать их. Понимать происходящее на сцене нелегко, понять, что творится в это время в душе – еще сложнее. Противоречивый, сложный для восприятия, но с прозрачной пародией на современный образ жизни, этот спектакль еще долго не отпускает после просмотра. Выход из зоны комфорта – процесс крайне неприятный и в высшей степени необходимый, если ты хочешь расти и достигать новых вершин, конечно. «Снегурочка. Лаборатория» - один из наиболее трудных путей приобщения к искусству, и далеко не каждый захочет пересмотреть это представление, но даже если ты останешься недоволен увиденным, это все равно изменит тебя.

В статье упомянуты:


Спектакли: