Премьера

10.09.2022
Пульчинелла

Пульчинелла

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

29 Июня, среда

Остановка

подробнее>

От Тарантино до психоанализа

12 апреля 2022
Наталия Дмитриева Ведомости НСО

В театре «Старый дом» актёры всегда стремились к независимым высказываниям — на свободной от «режиссёрского ига» сцене. Время от времени театр превращался в творческую вольницу, где актёры проводили конкурсы самостоятельных работ, показывая публике свои мини-спектакли. Традиции продолжаются: сегодня пространство, свободное от режиссёров, называется «Без дистанции», набирает силу и удивляет смелыми откровениями.

 

Проект родился во время самоизоляции, когда мы сидели по домам и культурно общались через виртуальные площадки. «Старый дом» тогда запустил на своём сайте рубрику «Без дистанции», где ведущие артисты рассказывали о себе и своих рефлексиях. Сначала предполагались интервью, но творцам стало тесно, и в итоге рубрика превратилась в мастерские: артисты читали свои рассказы, музицировали, создавали скульптуры и пели кавер-версии любимых хитов. В 2022 году бывшая виртуальная рубрика эволюционировала в актёрский марафон «Без дистанции» и стала сценическим пространством для экспериментов со словом, текстом и звуком.

 

— Актёрский марафон — это совокупность самостоятельных работ артистов театра «Старый дом», — рассказывает креативный продюсер театра «Старый дом» Оксана Ефременко. — Хотя мы интенсивно работаем над репертуаром, ребятам нравится проявлять себя самостоятельно и реализовывать на сцене собственные идеи. Творческому человеку часто хочется переформатироваться, переструктурироваться и поменять окрас — наш проект даёт такую возможность.

 

Социологи считают, что мы живём во время острого индивидуализма, когда созерцание внутреннего «я» достигает своего пика. Сегодня мы с любопытством идём на контакт со своим внутренним незнакомцем, понимая, что живём с тем, кого по большому счёту толком и не знаем: чего он хочет, чему радуется, почему плачет? Мы скупаем психологический науч-поп, ходим на терапии, рассматриваем прошлую жизнь сквозь призму травм и пытаемся отработать болезненные ситуации, чтобы переписать свой жизненный сценарий. Актёры «Старого дома» Александр Вострухин и Наталья Серкова решили провести со зрителями сеанс групповой терапии, где рассказали, честно и остро, о том, что причиняет им боль. До сих пор.

 

Вострухин и Серкова восхищают меня до сердечной боли своей искренней смелостью. У каждого из нас есть свои раны из детства, которые мы бинтуем жизненным опытом. Но чтобы прожить их публично, раздирая в кровь то, что никогда не заживёт, — нужно иметь огромные душевные силы. В своём интервью «Ведомостям» Александр рассказывал о своих отношениях с отцом — пронзительная, но, к сожалению, типичная для постсоветской ментальности история: бросил семью, не помогал, думаю о том, как встречусь с ним. В своём киноколлаже «Горизонт событий» Александр попытался прожить эту историю, фиксируясь на собственных ощущениях, — это был разговор на языке метафор и ассоциаций.

 

 

Наташа Серкова совершила сценический подвиг, достойный лучших примеров акционизма. В спектакле-сторителлинге «Ей», который был создан вместе с Ксенией Войтенко, актриса рассказала о том, что она пережила в детстве, когда мама второй раз вышла замуж. И опять — запредельная в своей жути история слишком узнаваема, слишком очевидна и слишком безысходна в этом липком ужасе. «Ей» — это моноспектакль Натальи Серковой, сказка про смешное существо Ей с хвостом-кисточкой (привет, Муми-тролль!), путь маленького Героя, который пережил инфернальный плен, пал духом, но нашёл в себе силы дальше жить. Честность и глубина высказывания иногда вызывала непреодолимое желание закрыть глаза и уши: я слаба, я не готова всё это видеть и слышать, пожалейте, не надо больше! И да, есть в этом действии и очевидные подводные камни: а если зритель присоединится к истории Наташи своей спрятанной болью, вынесет ли он такую нагрузку?

 

 

Тимофей Мамлин написал пьесу «Кто разбудил дракона?» — острое высказывание о нас с вами, которое прочли на сцене его друзья-артисты. А Анатолий Григорьев представил публике сценарий мини-сериала «Can trust» («Можете доверять»), написанный в духе легендарного «Криминального чтива», когда разрозненные истории складываются в общий мета-пазл. Место действия — Новосибирск. Герои — маркетологи, трудовые мигранты с блестящим знанием английского, уставшие от жизни психотерапевты, недавно освободившиеся зэки, женщины, ждущие любви, и мужчины с дефицитом общения-понимания. В сумме — просто люди. Истории, на первый взгляд, выглядят слишком «киношными»: вот, к примеру, раз пошли на дело муж и жена, ограбили аптеку в Дзержинском районе — виданное ли дело? Да и грабители из них получились так себе: всю награбленную выручку в этой аптеке и спустили на «товары первой необходимости». Но Григорьев смотрит на мир сквозь оптику человеколюбия — он всех своих героев понимает. И транслирует это зрителю. Правда, старого психотерапевта он всё-таки в финале в окно выбросил.

 

А завершился актёрский марафон музыкальным аккордом — Александр Шарафутдинов и группа «Эверест 9050» представили концерт для двух фортепиано без оркестра «176». В общем, музыка нас связала.

 

Фото Владимира Демидова


В статье упомянуты:


Люди: