Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

26 Апреля, пятница

Мама-кот

подробнее>

«Парадиз». «Калека» пришел первым

18 января 2011
Юлия Щеткова «Молодая Сибирь — Новая Сибирь» № 51 (886) 18.12.2009

Нынешний, двадцать второй по счету, «Парадиз» ознаменовался множеством нововведений. Самое малое из них — вынужденная передислокация. Ранее премия кочевала по театральным площадкам города, тяжким бременем ложась на плечи театра-организатора. Обременительность «Парадиза» заключалась в подготовке торжественной церемонии, работать над которой артистам и их руководителям ой как не хотелось. Невнятные результаты этой творческой обузы гости церемонии вынуждены были наблюдать ежегодно. И чем большую претензию вкладывали в сценическое действо организаторы, чем громче кичились статусом «домашнего Оскара», тем чаще звучали разговоры о профанации идеи.

 В этом году организаторы вручали «Парадиз» на сцене Дома актера, максимально ориентировав церемонию на «своих», тем самым избавившись от нелепых амбиций. Впрочем, причины непарадизовской скромности лежали не столько в понимании необходимости смены концепции, сколько в смене бюджетных ориентиров. «Церемония проводится в Доме актера, потому что это — наш дом, а в остальных случаях мы платили достаточно большие деньги за аренду. В кризис, который и нас не обошел, мы сочли разумным остаться дома и собрать гостей у себя», — рассказывает главный специалист по творческим вопросам НО СТД Татьяна Антонова.

Таким образом, сэкономив средства на площадке, организаторы позволили себе пригласить в жюри столичных критиков, которые без приемлемых гонораров, как известно, дальше Москвы — Питера не ездят. При том, что некоторым из них можно похвастаться разве что былыми заслугами, а не реальной ролью в современном российском театральном процессе.

За сценическую версию торжественной церемонии вручения «Парадиза» на этот раз отвечал «Первый театр», проявляющий в силу возраста и характера объединения небывалую творческую активность. Артистов «Первого» театральный Новосибирск бросает на амбразуру едва ли не всех проводимых мероприятий. Они за всех поют на конкурсе драматических актеров, за всех готовят цеховые капустники, за всех отдуваются на фестивале уличных театров, теперь еще и за всех служат церемониймейстерами. А в результате количество начинает постепенно переходить в качество. В данном случае получился остроумный церемониальный капустник, идея которого лежала на поверхности, но отчего-то не была востребована в предыдущие годы. Актеры «Первого театра» во главе с главрежем Павлом Южаковым вынесли на сцену картонные макеты самых пафосных кино- и театральных премий мира: от американского «Оскара» до российской «Золотой маски» и по-взрослому расправились с ними в финале, порвав в клочья. Кроме того, номера скреплялись забавными интермедиями на цеховые темы, каждая из которых ловилась театральной публикой.

 Следующим, пожалуй, самым кардинальным изменением в «Парадизе-2009» стало введение новых правил конкурса для кукольного и драматических театров. В предыдущие годы инициатива целиком и полностью принадлежала театрам, которые выдвигали кандидатов на соискание премии по собственному усмотрению, используя неизменную номинационную сетку. В этом году театры выдвигали на конкурс только один–два спектакля, а номинации при необходимости придумывали члены жюри. «Это было сделано в качестве эксперимента, так как последние годы жюри состоит в основном из столичных критиков (отсюда — форма фестиваля), и мы не раз сталкивались с тем, что система готовых выдвижений сковывала их в оценках, — комментирует Татьяна Антонова. — Ну, скажем, выдвинуты в каком-то спектакле артист Сидоров и Иванов, а жюри, посмотрев их работы, понимает, что Петров здесь играет гораздо лучше, но в списке номинантов его нет. В этом году критики были более свободны в выборе лучших, так как театры выдвинули просто спектакли. Стоит отметить, что руководство театров этот эксперимент признало».

Кстати, структура судейской коллегии также претерпела некоторые изменения. Ранее оценка театральных работ складывалась из баллов, выставленных членами общественного (члены секции критиков и журналисты) и профессионального жюри. В этом году общественное голосование было отменено. «Общественного голосования больше нет. На наш взгляд, эта форма была необходима, когда все оценки замыкались только на мнении новосибирских критиков и журналистов, теперь ситуация изменилась», — отмечает госпожа Антонова.

В состав профессионального жюри «Парадиза-2009» вошли, как уверяют организаторы, ведущие театроведы Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга: Валерия Лендова (Новосибирск), Ирина Кайгородова (Москва), Нина Шалимова (Москва), Юрий Барбой (Санкт-Петербург), Валерий Семеновский (Москва). Результаты их работы таковы. Главная драматическая премия впервые за многие годы ушла в театр «Старый дом»: «Лучшим драматическим спектаклем» прошлого театрального сезона стала ирландская комедия в постановке пермского режиссера Сергея Федотова «Калека с острова Инишмаан».

Этот же спектакль принес «Старому дому» еще две победы: актрисы Вера Сергеева и Татьяна Шуликова стали лауреатами в номинации «Лучший актерский дуэт», а актер Сергей Дроздов в номинации «Лучший дебют на новосибирской сцене» за роль Калеки Билли. «Никаких споров между членами жюри не возникало, — рассказывает московский критик Нина Шалимова. — Потому что всем было абсолютно очевидно: «Калека»?» — «Ну, конечно, «Калека»!» Это наиболее гармоничный, художественно-целостный, завершенный спектакль из всех, что мы видели».

Две премии получил театр «Глобус»: лауреатом в номинации «Лучшая женская роль» стала актриса Анна Михайленко за роль Ольги в спектакле «Циники», лауреатом в номинации «Лучшая роль в спектакле для детей» стала Наталья Тищенко зароль Любочки Оичкиной вспектакле «Вредные советы».

Три премии ушли в «Красный факел»: номинацию «За постановочное решение спектакля» получили Тимофей Кулябин, Олег Головко иЕвгений Гинзбург (спектакль «Макбет»), лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль» стал актер НГДТ Афанасьева Сергей Новиков за роль Кузовкина в спектакле «Нахлебник», «Лучшая мужская роль второго плана» досталась Владимиру Лемешонку зароль Елецкого втом же «Нахлебнике».

НГДТ п/р Сергея Афанасьева получил «Лучшую мужскую роль второго плана» и «Лучшую женскую роль второго плана». Лауреатами стали Андрей Яковлев зароль Дона Карлоса и Анна Ермолович зароль Шарлотты вспектакле «Дон Жуан».

Специальный приз Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ «Заактивное участие втеатральной жизни города» получил главный режиссер «Первого театра» Павел Южаков. «Гран-при» завыдающийся вклад втеатральное искусство Новосибирскаприсудили Зое Федоровне Булгаковой.

Музыкальные коллективы были представлены на конкурсе в традиционном «режиме», поскольку музыкальное жюри «Парадиза», возглавляемое Владимиром Калужским, формируется из профессиональных музыковедов, чья работа и оценки обычно не вызывают сомнений в самих театрах и редко расходятся с суждениями театральной публики.

Четыре премии «Парадиз» отправились в НГАТОиБ: «Лучшаяженская партия вбалете»— Анна Жарова, Елена Лыткина запартию солистки вбалете «Невселиравно», «Бессмертие влюбви»; «Лучшая мужская партия вбалете»— Игорь Зеленский запартию солиста вбалете «Невселиравно», «Бессмертие в любви»; «Лучшая мужская партия вопере»— Димитрис Тилякос запартию Макбета вспектакле «Макбет» и «Лучшаяженская партия вопере»— Вероника Джиоева запартию леди Макбет вспектакле «Макбет».

Театр музыкальной комедии стал победителем сразу в трех номинациях: «Лучший дебют вмузыкальных театрах» (приз «Надежда»)— Алексей Штыков запартию Раджами вспектакле «Баядера», «Лучшаяженская роль вмузыкальной комедии»— Елизавета Дорофеева зароль Беатриче вспектакле «Труффальдино», «Лучшая мужская роль вмузыкальной комедии»— Александр Выскрибенцев зароль Труффальдино вспектакле «Труффальдино».

Кукольный театр и критики на «Парадизе-2009» остались, по решению жюри, без наград.


В статье упомянуты:


спектакли: