Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

20 Апреля, суббота

Дачники

подробнее>

Пер Гюнт завершает свое путешествие в Новосибирске

01 марта 2022
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

28 февраля новосибирский театр «Старый дом» в последний раз покажет своего нашумевшего «Пера Гюнта». Спектакль итальянского режиссера Антонио Лателла, ставший местной театральной легендой, продержался в репертуаре восемь лет и готов попрощаться с поклонниками в первозданном виде. Последняя встреча пройдет в формате видеопоказа премьерной записи спектакля, которую зрители увидят на большом экране.

 

Если в театральном мире и случаются чудеса, то созданный новосибирским «Старым домом» совместно с передвижной итальянской компанией STABILE/MOBILE «Пер Гюнт» — одно из них. Спектакль, рожденный как сезонный международный проект, не только надолго вошел в репертуар театра, но и перевернул жизнь маленькой труппы, открывшей в себе какие-то невообразимые, почти суперменовские способности. Новосибирский «Пер Гюнт» был признан одним из лучших спектаклей России по версии премии-фестиваля «Золотая маска», стал дипломантом Международного театрального фестиваля «Откровение», объехал с гастролями немало российских городов (и только волею не зависящих от театра обстоятельств не успел побывать за границей), наконец, послужил точкой отсчета для формирования новой репертуарной концепции — той самой, благодаря которой сегодня о камерном театре из далекой Сибири в этой стране знают все.  «Спектакль, созданный командой Антонио Лателла, стал серьезной школой и для наших служб, и для наших артистов, — рассказывает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Вся наша молодежь, вся труппа, которую сегодня считают одной из сильнейших в стране, прошла через этот сложносочиненный, но очень сильный физически, пластически и актерски марафон. И этот спектакль стал, как это бывает в театре с особенными подстановками, спектаклем-легендой. Зрители приходили на него по многу раз, гостям города непременно рекомендовали нашего «Пера Гюнта» к просмотру, о нем постоянно писали театральные критики, вручали награды, приглашали на фестивали. В общем, он действительно был ярчайшим проявлением театральной культуры Новосибирска и вошел в историю города. Мы рады, что смогли создать такой художественный и международный прецедент».

 

Несмотря на счастливую театральную судьбу, регулярно нивелирующую «побочку» в виде явной несценичности текста, «Пер Гюнт» не был тем произведением, о котором команда «Старого дома» мечтала в 2014-м. Труппа истово желала вновь встретиться с Антонио Лателла, харизматичным итальянским режиссером, столь вдохновившим артистов двумя годами ранее на спектакль «Трилогия: Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» по пьесам Еврипида. Кстати, по всем законам театральной иерархии хорошо известный и востребованный в Европе режиссер должен был оказаться скорее в одной из российских культурных столиц, нежели в Сибири, но в последнюю минуту передумал и решил отказаться от цивилизации в пользу впечатлений — отправиться на постановку туда, где на улицах лютуют морозы и бродят медведи. С топтыгиным не сложилось, а самые взаправдашние холода заставили гостя экипироваться в связанный из толстой пряжи свитер и трогательные шерстяные носки, в которых режиссер задумчиво восседал в фойе в перерывах между репетициями.

 

«Когда Антонио впервые приехал в «Старый дом» на постановку, я работала в театре штатным режиссером и стала его ассистентом, — вспоминает новосибирский режиссер Анна Зиновьева. —  Мы все по уши влюбились в этого режиссера. И мальчики, и девочки. Это была такая творческая страсть. По крайней мере, мне так виделось. Потом он уехал, и мы очень хотели, чтобы Антонио вернулся. И когда директор театра договорилась с ним о новой постановке, случилось настоящее счастье. Казалось бы, Антонио не делал ничего такого особенного, чего не знали бы другие режиссеры. Просто у одних это работает, а у других нет. У Антонио работало. Он очень талантлив, а в России талант значит многое. Он очень любопытно мыслит — образно, метафорически. Жизнь любого, даже самого обычного человека он умеет мгновенно превратить в интереснейший миф, герой которого находится между жизнью и смертью. Над ним какие-то боги, под ним какие-то боги, а в центре эмоции, которые режиссер передает своим удивительным театральным языком».

 

На первую встречу с артистами в Новосибирске команда Антонио Лателла приехала с уже готовой концепцией и распределением ролей. «Ребенком я считал, что «Пер Гюнт» — это сказка. Подростком находил поэму скучной.

 

В ЮНОСТИ определял книгу Ибсена как философские размышления, — подчеркивал итальянский режиссер. —  А потом понял, что «Пер Гюнт» — роман о человеке, напоминающем чем-то и Дон-Кихота, и Улисса, и Фауста. Роман, который ставит перед читателем главный вопрос: «Что же значит быть собой?» Что касается спектакля, то я давно хотел поставить «Пера Гюнта», но не встречал актера, который мог бы исполнить главную роль. И только здесь, в Новосибирске, мне повезло».

 

Специально для новой версии «Пера Гюнта» режиссер и его постоянный соавтор и драматург Розалинда Далиси создали вариацию IV и V акта поэмы Генрика Ибсена, усиливающую впечатления от странной судьбы главного героя и открывающую его актерскую, гамлетовскую природу. Так ведущий актер «Старого дома» Анатолий Григорьев в одночасье стал «живой легендой» и главным Пером Гюнтом Новосибирска.

 

«Режиссер Антонио Лателла приехал в Новосибирск тогда, когда он был очень нужен театру, — рассказывает исполнитель роли Пера Гюнта Анатолий Григорьев. — Случился мощный выплеск энергии, и на репетициях мы удивляли сами себя невероятными вещами, которые, оказывается, можем делать. Режиссер назвал этот спектакль путешествием, и для меня по-актерски это было действительно самое настоящее путешествие, которое я совершал от показа к показу. Перед каждым выходом на сцену я ставил перед собой задачу: проработать этот кусок, понять ту сцену. Это было трудно, но все-таки интересно. Как и сам Пер Гюнт, время от времени спектакль уходил, но потом приобретал что-то и вновь возвращался. Вводились новые артисты. И каждый из них привносил в нашу общую работу что-то свое. Ввестись в «Пера Гюнта» стало честью — и ребята с удовольствием это делали. Когда спектакль начинался, все четыре часа мы находились в какой-то параллельной реальности. А после спектакля никогда не испытывали усталости. Как будто это была разминка перед чем-то большим».

 

«Пер Гюнт» долгое время оставался самым массовым спектаклем репертуара. Аккумулировал в себе актерские силы театра и слыл самым энергетичным действом. Через сложноустроенный четырехчасовой спектакль прошли все новобранцы труппы, покоряя вершины театрального искусства, как альпинисты покоряют Эверест. Кто-то неизбежно сходил с трудной дистанции, но лучшие всегда оставались. Более 50 показов с неизменным Пером в исполнении Анатолия Григорьева на сцену выходила его преданная мать и прекрасная Сольвейг Лариса Чернобаева.

 

«Появление Антонио Лателла в нашем театре изменило мою профессиональную жизнь, — вспоминает артистка театра «Старый дом» Лариса Чернобаева. — Если раньше мне казалось, что я про себя все знаю и понимаю, то с приходом Антонио выяснилось, что во мне есть такой ресурс, о существовании которого я даже не подозревала, поскольку элементарно не владела соответствующей актерской техникой. Антонио помог мне обрести внутреннюю свободу и выражать на сцене не только контролируемые, как это происходит обычно, но и неконтролируемые эмоции. Всякий раз перед началом спектакля я стою перед занавесом и не знаю, что будет дальше, как мой организм себя поведет, как среагирует моя психика, как далеко я продвинусь в своих внутренних переживаниях, — и получаю от этого удовольствие».

 

Ровно через день после своего восьмого дня рождения спектакль покинет стены «Старого дома» навсегда. Декорации и бутафория — в том числе огромная туша оленя, из которой показ за показом появлялся на свет «великанов потомок» Пер, — уедут на склад. И наверняка в дальнейшем, как только у театра появится свой маленький музей, станут первыми экспонатами в его исторической коллекции. Впрочем, возможно, старт будущей экспозиции задаст лист воспоминаний, заполнить который на финальном видеопоказе предстоит поклонникам «Пера Гюнта». Увидеть в первый и последний раз на большом экране любимый спектакль придут и актеры театра, которые все эти годы играли драму Ибсена на сцене. Звезды «Старого дома» прокомментируют самые захватывающие эпизоды спектакля и вспомнят о том, как рождался «Пер Гюнт» много лет назад.


В статье упомянуты:


спектакли: