Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Почему люди не плачут в театре?

15 февраля 2012
Вероника Климова Аргументы и Факты, Новосибирск, 14.02. 2012

Когда-то трое героев этой истории — Валентина, Катя и Валентин — не смогли разобраться в своих чувствах и сделать нужный выбор. Сюжет о любви молодых людей из советского прошлого получает свое продолжение в 2012 году и превращается в мелодраматический фарс, наполненный анекдотическими и драматическими ситуациями. Персонажи «Валентинова дня» встречаются то в прошлом, то в будущем, то в настоящем, но ни в каком из времен не могут выпутаться из любовного треугольника...

… почему люди не плачут в театре?

«Валентинов день» - когда его смотришь, возникает чувство, что присутствуешь при реставрации шедевра. Слой за слоем снимается все лишнее и ненужное: мелкие обиды и давняя зависть, уязвленная гордость и самолюбие, страх и сомнения. Линяют и кажутся глупыми доводы рассудка, рациональные рассуждения, которые еще недавно казались единственно верными. А сквозь всю эту шелуху и суету постепенно проступает, то, что подлинно, то, что единственно имеет ценность. Это любовь. Валентина отмечает свой 60-летний юбилей, её приходит поздравить соседка по квартире Катерина - с тортом из блинов и бутылкой водки. Сначала трудно понять, что связывает интеллигентную, тонко чувствующую Валю и разбивную выпивоху Катю. Но ответ все тот же - это любовь. Юная Валя впервые приходит в гости к своему возлюбленному Вале, и там впервые встречает его соседку – шебутную и по уши влюбленную в него Катерину. Но Валентин и Валентина видят только друг друга. Им кажется, что они будут вместе вечно, и нет такой силы, которая не могла бы их разлучить. Но такая сила находится – и, увы, это все та же любовь!

 Во времени логики нет

«Не пытайтесь искать логику во времени — во времени логики нет. Не пытайтесь объяснить время логическим путем, времени, как такового, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь» – эти слова Кора Аль Музани – эпиграф к пьесе и философия спектакля. Мы видим три времени, трех Валентин – восемнадцатилетнюю влюбленную резвушку, тридцатипятилетнюю женщину (которой, по её же словам, страдания к лицу) и шестидесятилетнюю – осмысливающую всю жизнь. Три Катерины – юная, влюбленная в чужого жениха, более зрелая замужняя и все-таки несчастная, наконец, опустившаяся пожилая пьющая женщина. Валентин только в двух образах – он остается там, на пороге своего сорокалетия.

Поставили ерунду

Весь спектакль звучит, словно вибрирующая пронзительная мелодия. Даже когда подвыпившая Катерина поет разухабистые песни, хочется плакать. Игра – тоже пронзительная, на грани. С трудом удавалось сдерживать слезы, под конец – не удалось совсем. Пришлось даже подождать, пока зрители не выйдут из зала. Казалось – это естественная и единственно возможная реакция на спектакль. Но люди выходили с сухими глазами. Даже в самые трогательные моменты спектакля не было видно, чтобы кто-то доставал из сумки платочки или просто смахивал слезу… Почему? Может быть просто это не принято сейчас – плакать в театре? И живые эмоции уместны только у актеров? Или дело не только в этом? Вызвал недоумение разговор двух элегантных дам, стоящих в очереди в гардероб после спектакля: «Столько хороших спектаклей сейчас, а они какую-то ерунду поставили!». Может быть просто тема любви, как самого главного в жизни, сейчас неактуальна? Что же тогда трогает сердца людей, что помогает добраться до того места в душе, где таятся эмоции и живые чувства? Не понимаю...

Еще один зритель, или отзыв с другого кресла

Зимний вечер для долгой любви

Раздается бой курантов. Стол застелен скатертью, блинный торт не разрезан. Две немолодые уставшие от жизни женщины сидят друг напротив друга, вспоминают прошлое. Судьба свела их вместе словно супругов – чтобы быть рядом в болезни и здравии. А вообще у них – любовь на троих: Катя, Валя и еще Валя. Осыпались листья. Снег заметает свидетельства прошедшей любви, которая все живет и живет. Хотя уже сложно рассмотрять ясно фигуры, удаляющиеся все дальше и дальше в бессмертие.

Танго втроем

Давным-давно, когда космические корабли забороздили просторы черноты, а пограничники не дремали на границах одной шестой, двое встретили друг друга и больше не захотели расставаться. Он научил её целоваться на парковой лавочке, а она – шмыгать носом от вечной простуды и сырости улиц. Валя любит Валю, Катя любит Валю. Кто-то должен уйти с пути, но кажется никто не может ни на что решиться. Загадочная телеграмма разрывает отношения Вали и Вали. Он, не дождавшись объяснений, с горького горя женится на нелюбимой, чтобы потом всю жизнь рвать себе сердце от тоски и безысходности. Уметь ждать – великая наука любви, которая открывается только знающим, что для любви не существует времени. Выиграть секунду – потерять жизнь.

Судьба игры

- Есть женщины, которые стареют от счастья, а я хорошею от горя и беды»,- говорит Валентина разлучнице Кате, - вот я возьму и застрелю тебя за то, что ты украла мою молодость, любовь и счастье. Уже давно нет на свете Валентина, а две женщины, объединенные одной любовью, срослись как сиамские близнецы. И как много лет назад, никто, похоже, ни на что не может решиться. Катя скупает и уничтожает водку, Валя скупает и избавляется от вещей Валентина. Тоска сжимает сердце, холодом зимы выжигает душу, изводит разум сыростью и серостью осенней распутицы…

Время любить и время умирать

- Сегодня я ухожу от тебя, Валя, теперь уже навсегда. А еще я видела сон, в котором Бог сказал мне, что, во первых, Он есть, а во-вторых, что сегодня в полночь ты умрешь… Она любила его всею жизнь, он любил её всю жизнь – сто лет одиночества на двоих закончились, впереди – неизвестность. Они уже привыкли ждать, стиснув зубы, в болезни в радости. Она исчезает, они исчезают, всех забирает в черный свой провал тихая беспросветная тьма. И сквозь неё вопреки всему звучит аккордеонная музыка объявшей весь земной шар любви, безграничной любви, разрывая сердце. Даже смерть не в силах их разлучить. Она ждет, она готова, она уже простила и забыла и Катю эту, и все-все-все. Для вечности разве жизнь человеческая – срок? Хотела быстрее, чтобы не так больно, но Мне отмщение и Азъ воздамъ. Она уходит туда, куда не допускают нас, чтобы жить, потому что это – по любви..."


В статье упомянуты:


спектакли: