Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

08 Декабря, воскресенье

Мама-кот

подробнее>

Почему Серёжа тупой?

24 октября 2018
Ольга Павленко status-media.com

10 ноября в театре «Старый дом» состоится премьера спектакля «Серёжа очень тупой» по пьесе современного драматурга Дмитрия ДаниловаМы поговорили с режиссером Никитой Бетехтиным о молодой режиссуре, о том,что такое эксперимент и почему драматургия сегодня опережает театр.

 

– Сегодня очень многие театры работают с приглашенными, как правило, молодыми режиссерами. Что, на ваш взгляд, дает такая практика обеим сторонам?

 

– Режиссеров не так много, на самом деле. Намного больше театров, нуждающихся в режиссерах, в том числе молодых. Сегодня театры с охотой приглашают молодых режиссеров, но это же кот в мешке! Может быть, это отчасти отвечает запросам публики. Как говорит Олег Лоевский: «Молодые режиссеры едят сегодня все, включая железо». К тому же мы согласны на любой бюджет, и такая «наглость» – выгода для театра. Все дело не в цене вопроса – гораздо важнее идея, а хорошую идею можно воплотить даже при минимальном бюджете.

К тому же сегодня у репертуарных театров ещё есть возможности для поисков, несмотря на попытки государства регламентировать не только поиск, но весь театральный процесс. Возможность творить и быть услышанными – безусловно, главное для  художников, в том числе и молодых.

 

– Расскажите о вашем опыте работы с разными театрами? И не хотите ли вы иметь свой «дом», осесть на одном месте?

 

– Попасть в штат театра – это мечта. С этого сезона я работаю в штате Красноярского театра юного зрителя и считаю это невероятным везением. Мне важно иметь дом. До недавнего времени это был Театральный центр Мейерхольда. В то же время считаю важным для себя работать в других театрах.

Работа со своей труппой и своими единомышленниками – это одни отношения и проблемы, как брак. Мы понимаем друг друга с полуслова, находимся в своей атмосфере, в зоне своего комфорта. Когда приезжаешь в другой коллектив – выходишь из этой зоны: нужно наладить новую коммуникацию, понять людей, с которыми работаешь, услышать про что это театр, кто его зритель.

Я приехал в Новосибирск и уже несколько недель смотрю на город, пытаюсь понять, кто такой новосибирский зритель, о чем мы с ним будем говорить и что я могу предложить этому театру и этим артистам. Не то чтобы я хотел подстроиться, но мне всегда важно узнать кое-что, чтобы начать работу, от этого зависит вступлю ли я в спор или в диалог, поплыву ли по течению или против.

 

Никита Бетехтин

 

– Как состоялось ваше знакомство с труппой, когда вы только приехали?

 

– В «Старый дом» я приехал весной этого года и с большей частью актерской группы познакомился, работая  над эскизом «Цемент» по пьесе Хайнера Мюллера. Я увидел артистов, готовых схватиться за любую идею, готовых воспринимать и работать без скепсиса, без унылых лиц.

На мой взгляд, в этом театре происходят какие-то правильные вещи и на уровне руководства, и на уровне труппы, цехов.

 

– Что вы узнали о новосибирской публике и какую оценку можете дать репертуару новосибирских театров в целом?

 

– Я удивлен вниманием новосибирского зрителя. Я успел познакомиться со сложными работами Тимофея Кулябина, спектаклем Бориса Павловича в «Глобусе». Мне кажется особо интересным репертуар «Старого дома». И для меня хорошее удивление – реакция зрительного зала. Публика настроена на серьезный разговор, готова думать. Здесь происходят крутые процессы, связанные с творчеством молодых режиссеров в первую очередь.

Конечно, как и в любом городе, часть зрителей не желают выходить из зоны своего комфорта и хотят просто приятно провести вечер, поэтому театр должен быть разным – и  буржуазным, и развлекательным, и молодежным, и экспериментальным. И, на мой взгляд, в Новосибирске все очень гармонично. В Новосибирске театр есть!

 

 

Никита Бетехтин

 

 

– Что такое для вас экспериментальный театр?

 

– Стоит ограничить это понятие критериями.  Большинство того, что сегодня называют экспериментом, таковым на самом деле не является.  Потому что главный критерий – это новизна, инновация. Среди критериев можно выделить и маргинальность эксперимента, и освоение новых пространств, и организацию новой коммуникации между актером и зрительным залом и т. д. Яркий пример экспериментального искусства – авангард XX века.

Вот, например, такой жанр, как site-specific (Site-specific – жанр постановки, в котором актеры осваивают новое пространство вне театра, это может быть лес, улица, площадь, заброшенные дома, индустриальные зоны, трамвайные депо, автобусы, электрички т.д. – прим. автора). Разве это эксперимент? Существует огромное количество спектаклей, проведённых в самых разных пространствах, и уже давно понятно, что этот жанр интересен, популярен, он уже неоднократно подтверждал свое право на существование и тогда в чем же его эксперимент? Выйти за пределы привычного театрального зала – это ещё не эксперимент.

Но я допускаю, что об эксперименте можно говорить с точки зрения личного эксперимента режиссера, то есть – конкретно этот режиссер еще не работал в этом жанре, в этой системе.

 

– «Серёжа очень тупой» – это экспериментальная постановка?

 

– Прежде всего это очень смешная пьеса. И это один из немногих моих спектаклей, в котором все закончится хорошо. Я люблю посмотреть комедию, но сделать комедию – это для меня настоящий челлендж. Сделать смешную пьесу действительно смешной – это и вызов, и личный эксперимент. Да и для ребят там тоже есть какие-то экспериментальные вещи, но пока не хочу вдаваться в подробности.

 

– Чем привлекла эта пьеса вас?

 

– Я современник Данилова, мы носители одних и тех же культурных кодов, это пьеса о времени в котором я живу. В каком-то смысле – я Серёжа, который тупой, и вы Серёжа, который тупой, и мы сталкиваемся с таким Серёжей повсеместно.

 

 

 

– Насколько важно участие драматурга в постановке?

 

– Вести диалог с живым автором – это прекрасно. Это важно, когда автор твой современник, когда вы носители одной культуры и разговариваете на одном языке. Когда мы ставим классиков, мы тоже входим с ними в диалог, мы тоже задаем им вопросы, но они отвечает нам метафорами, образами, репликами из своего произведения и так далее.

Но когда мы видим перед собой живого автора, мы можем расспросить о его открытиях и рассказать о наших. Мы не можем знать наверняка, о чем думал Шекспир, когда садился работать над тем или другим текстом, но можем узнать каким был процесс у Данилова, Стешика, Пулинович и Вырыпаева. Артистам тоже интересен такой диалог, потому что они задают и режиссеру, и драматургу  много вопросов: почему мой герой думает об этом, или почему он так сделал, а это случайно или не случайно и так далее. Вот, например, у нас стоит главный вопрос – почему Сережа тупой. И у нас есть своя версия, у автора Дмитрия Данилова есть своя версия, у зрителя будет своя.

У нас, кстати, будет еще некий цикл мероприятий, сопровождающих спектакль. Есть несколько идей, как пообщаться со зрителей до премьеры, во время премьеры и после. Нам интересен не только фитбэк – хорошо мы сделали или плохо, нам важно узнать, как зритель понимает тему спектакля. И такой диалог – один из важных процессов, который к тому же позволяет  расширить поле воздействия.

 

– Кто ваш зритель?

 

– Я хочу общаться, как бы это ни эгоистично звучало, со сверстниками, с молодым зрителем. Но это не значит, что я делаю спектакли для молодого поколения. Мне важно, чтобы это был внимательный зритель, прежде всего.

 

– Сколько стоит пьеса современного автора для постановки?

 

– Это все очень индивидуально. Все зависит от степени популярности автора, кассовости, готовности идти навстречу. Многие почти бесплатно отдают свои пьесы частным театрам, студенческим коллективам, тем, кто не имеет возможности выплачивать гонорар. Но если театр имеет такую возможность, то он обязан хорошо заплатить автору. Наш выбор в пользу современной пьесы – это инвестиция в современную драматургию вообще.

Современная пьеса достойна постановок. Сейчас просто бум современной драматургии. Конкурсы «Любимовка», «Ремарка» открывают новые имена каждый год. Даже Дмитрий Данилов как драматург появился не так давно. Он был популярен как прозаик, но как драматург он появился с постановкой в Театре.doc и за два года покорил Россию.

«Серёжа очень тупой», «Человек из Подольска», «Свидетельские показания» – эти пьесы настолько популярны в России, что можно сказать, он просто ворвался в топ популярных авторов. Потому что чувствует это время, его потребности и его проблемы. Сегодня невероятное количество интересных талантливых драматургов.

 

– Получается, что современного материала для театров сейчас в избытке?

 

– Театр вообще опаздывает. Часто драматурги предлагают то, что театр ещё не умеет, или ещё не освоил. Драматургия предлагает и новые жанры, и новые способы коммуникации со зрителем, а театр, как институция неизбежно отстает.

Драматургия быстрее реагирует на события, которые происходят в обществе и пока спектакль выпускается, он становится уже чуть менее актуальным.

 

Дмитрий Данилов

 

Дмитрий Данилов, писатель, поэт, драматург (Москва):

«Мне показалось интересным написать пьесу с вполне классической формой (сюжет, персонажи, диалоги), со своей внутренней логикой, но при этом абсурдную. Мне была интересна эта ситуация с психологической точки зрения, особенно реакция главного персонажа на необычные события и разговоры. Но если мне нужно ответить на вопрос «о чем эта пьеса?», то я бы сказал, что она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать. И от этого может зависеть вся дальнейшая жизнь (или ее прекращение)».

 

Наталья Пивнева

 

Наталья Пивнева, исполнительница главной роли, о спектакле:

 

«Серёжа очень тупой» – это история о молодом человеке, программисте, который  вдруг попадает в нереальную, нелепую ситуацию и все мы наблюдаем, как он старается из нее выйти, как пытается противостоять странным обстоятельствам. И когда я читала, я думала: а как бы я реагировала в жизни, окажись я на месте Серёжи. Это спектакль для широкой публики и сама пьеса очень актуальная, многие смогут узнать среди персонажей себя.

Никита своеобразный режиссер. У каждого, конечно, своя система работы с артистами и с материалом. Но наш коллектив готов работать с любыми идеями. Нам интересно работать с новыми режиссерами, и чем они сложнее, тем лучше, потому что это определенный творческий процесс, это борьба, которая работает в итоге на результат.  Мы всегда влюблены в своих режиссеров, потому что все очень преданы своей профессии и у нас нет равнодушных».

 

Никита Бетехтин

 


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: