Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Повышение квалификации с алхимическим уклоном

18 января 2011
«Молодая Сибирь — Новая Сибирь» № 51 (886) 13.11.2009

Обсуждая с участниками такие темы, как пространство реальное и воображаемое», «бесконечная реакция и воображение», «реакция как инструмент познания» и «роль как композиция отобранных реакций», Вячеслав Кокорин научил актеров доверять себе, жить здесь и сейчас (а не «где-нибудь там и когда-нибудь», чем, увы, грешат многие артисты) и по-настоящему импровизировать.

«Танцор, прежде чем выйти на сцену, непременно разогреется у станка, певец не начнет петь, пока не разогреет свой голос. А что нужно разогревать драматическому артисту? Конечно, свое восприятие», — рассказывает главный специалист по театральной алхимии Вячеслав Кокорин.

На разработку уникальной методики, объединенной в мастер-класс «Алхимия восприятия», ушло около тридцати лет. «Великий реформатор театра прошлого века Ежи Гратовский сказал: «Система — это терминология». Каждый режиссер действительно вырабатывает свой язык, и это совершенно нормально. По этому же пути пошел и я, — рассказывает Вячеслав Кокорин. — Для меня важно, например, понятие «пространства» — реального и воображаемого. Оно является носителем значимых качеств: например, готовит актера к роли. Как пианино, которое намеренно можно настроить не «по классике». Вроде клавиша та же, а звук другой. Так и реакции артиста, возникающие на сцене».

 Появление не совсем обычного для посвященного освоению современных актерских техник названия мастер-класса режиссер объясняет так: «За свою жизнь я кое-что узнал, и мне хочется чему-то научить других. Условно свой семинар я назвал «Алхимия восприятия». Этот раздел системы Станиславского сегодня толком не освоен. Мне кажется, одна из проблем, всегдашних проблем театра драматического — это проблема входа, а не выхода. Все больше зациклены на действии, то есть — на векторе от актера к партнеру, к залу, к миру. А от мира-то актеру что перепадает? Это ведь тоже интересная тема. Публика видит актера в действии, а действие — это реакция на некий импульс извне».

Размышлять о так называемой «проблеме входа», полагает Вячеслав Кокорин, лучше всего при помощи инструментариев, сочиненных известным русским актером, педагогом и режиссером Михаилом Чеховым. «В мою концепцию вписываются и творчество Михаила Чехова, и теория психологии установок. Это и новое, и хорошо забытое старое. На мастер-классах мы делаем упражнения, которым более ста лет. В свое время Сергей Волконский открыл для России женевских исследователей, написав книжку «Выразительный человек» — настоящую грамматику человеческого тела. Эта работа сегодня непопулярна, потому что во главе угла у нас всегда стоит Станиславский, хотя сам Константин Сергеевич на лекции Волконского ходил, и Мейерхольд им увлекался. Театральное сообщество— единое целое, словно струны инструмента и музыкант. Без первого и второго музыки не будет. В театре точно так же. Артисты должны настроиться на идею автора, его чувства. Только тогда мы получим взаимную реакцию и настоящую игру. В обучении будущих актеров огромное значение играют психология и физиология, хотя некоторые преподаватели стараются избегать последней, считая неприличным объяснять естественные закономерности. А ведь без этого реальные эмоции и чувства не сыграешь», — поясняет Вячеслав Кокорин.

Основную задачу мастер-класса «Алхимия восприятия» режиссер видит в обучении актера познавать сегодняшний день и роли через себя: «Когда я познаю себя, то становлюсь другим, могу познать мир. Так, человек, вышедший из больницы, видит окружающее иначе, обнаруживает то, чего раньше не замечал. А еще я учу актеров разговаривать с предметами и получать от них информацию. Я учу не играть ради самой игры. Тут должен быть восторг от работы. В актерстве — как в любви: чтобы не чувствовалась фальшь, надо отдаться полностью. И в первую брачную ночь ты должен заорать от счастья. А если лег на бочок и уснул — это ненастоящая любовь».

Целевой аудиторией своего мастер-класса Вячеслав Кокорин видит прежде всего молодых, начинающих актеров: «В театре режиссерам очень часто приходится воевать с актерами-дураками, с их штампами и представлениями о театре, которые уже устарели. На мастер-классах у меня нет проблем: актеры открываются, интересуются, удивляются, меняются как люди — и процесс двигается с места. Вот это состояние неравнодушия и важно сохранить. Правда, легче эти азы познавать тем, которые начинают с нуля, потому что у опытных артистов как будто прорыта какая-то колея, и они невольно в нее попадают. Со временем у многих профессионалов устает мозг: они не ищут, не выдумывают, не волнуются. Они прирастают к театру, как гриб, который уже давно превратился из съедобного в зловонный. Так теряются требования к себе и стимулы к развитию. Актер выходит на сцену и думает: «Зачем? Я и так выхожу на сцену, меня видно, зритель аплодирует. Значит, я заслужил свою зарплату». А ведь Михаил Чехов говорил: «Счего начинается артист? Судивления». Если кто задумается— неминуемо будет искать свое. Если будет искать свое— найдет ипридумает, как это развить. Без этого небывает артиста».


В статье упомянуты: