Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

20 Апреля, суббота

Дачники

подробнее>

Прекрасная "Трактирщица"

17 января 2011
Татьяна Решке Вечерний Новосибирск, 07.03.2008

Преддверие весны, канун всенародно любимого женского праздника — разве это не самое подходящее время для того, чтобы познакомить новосибирцев-театралов с новой пьесой? В особенности, если речь идет о «Трактирщице», главная героиня которой — женщина до мозга костей. Со всеми прелестями неповторимой женской логики, с полным арсеналом кокетливых ужимок «из прабабушкиного сундучка»…

Как пишут некоторые именитые критики, в большинстве современных кинофильмов и театральных постановок фигурируют герои-мужчины. Их партнерши чаще всего теряются на втором плане, доставаясь победителям-суперменам в награду за подвиги. «Женское кино», в котором (на заре туманной юности кинематографа) блистали Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Вивьен Ли и прочие звездные представительницы прекрасного пола, вышло из моды где-то во второй половине ХХ столетия. И вот — старинная итальянская комедия Карло Гольдони возвращает зрителям женщину-героиню. Женщину, которая опасна, обворожительна, дурашлива, предприимчива и очень даже «себе на уме».

…Трактирщица-Мирандолина не знает себе равных в тонком искусстве разжигания нежных страстей. Она кружит головы постояльцам, к каким бы сословиям те ни принадлежали, однако погоня за легкой добычей — не в ее вкусе. Мирандолину влечет задачка поинтереснее: соблазнить заядлого женоненавистника-холостяка, увлечь его и увлечься самой (не всерьез, конечно, а так, совсем чуть-чуть). И всё только затем, чтобы в финале торжественно объявить: да, мол, все мы, женщины, такие — «поматросим» и бросим.

«Трактирщица» — одна из лучших пьес «отца итальянской комедии» Карло Гольдони, драматурга XVIII века. Им написано 260 произведений самых разных жанров: трагедии, комедии, мелодрамы, оперы-буфф. «Театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия», — так отзывались критики о творчестве знаменитого мастера. «Трактирщица», созданная в 1753 году, стала одной из самых любимых и самых веселых комедий века. Образ главной героини позволял самые неожиданные и неоднозначные трактовки, поэтому роль Мирандолины в разные эпохи исполняли Сара Бернар, Элеонора Дузе, Вера Марецкая, Наталья Гундарева…

В «Трактирщице» легко обыгрывается вечно актуальная женская тема. «Священные права» слабого пола (права, позволяющие, к примеру, заводить собственный бизнес, гулять где вздумается, решать вопросы, касающиеся себя любимой) триста лет тому назад будоражили воображение людей точно так же, как и в начале XXI столетия. Если во времена Гольдони «женский вопрос» давал пищу для снисходительных шуточек, то сегодня, в век эмансипации, мы смотрим на «Трактирщицу» уже чуть-чуть иными глазами. Безумно восторгаться профессионально самоутверждённой героиней как-то не хочется, потому что всё это мы уже проходили… Но, по словам режиссера Александра Нордштрема, пьеса Гольдони написана так искусно, что даже чтение с листа уже доставляет удовольствие — какие характеры, какие повороты сюжета! Интерес к «Трактирщице» у режиссера возник давно: еще в Швеции Александр Нордштрем ставил эту пьесу вместе со студентами театрального института, а вот теперь осуществил постановку на сцене «Старого дома».

Если судить по реакции зрительного зала, нашей труппе удалось развлечь публику на полную катушку. Чего стоили, к примеру, воздыхатели Мирандолины: состоятельный вельможа Альбафьорита (Владимир Казанцев), уморительно манерный Форлипополи (Андрей Бутрин). Да и сам «герой романа» — пылкий, как Везувий, кавалер Рипафратта «с манерами мужлана», у которого всегда под рукой мудрёные нравоучительные трактаты (заслуженный артист РФ Сергей Безродных). При первом же взгляде на него становится понятно: именно этого кавалера захочет прибрать к рукам умница Мирандолина.

Что же касается Мирандолины, то Диана Корсс играла свою роль изобретательно и азартно. Ее героиня рассыпала колкости, кокетничала с поклонниками, изображала «своего парня» перед закоренелым холостяком (от ее нежностей тот лез на стенку уже в следующей сцене), демонстрировала неплохие вокальные данные… Так что в конце концов зритель убеждался: из-за такой чертовки действительно можно потерять голову!

Правда, обещанной «многогранности женского образа» все-таки увидеть не пришлось. Героиня, одновременно соединяющая в себе взбалмошность, преданность, «верность своей природе», мечтающая «иметь рядом близкого любящего человека», на сцене так и не появилась. От увертюры до финала в спектакле царила красотка-вамп, которая не осмелилась ответить на чувство проученного (и прирученного ею) кавалера, но расчетливо положила глаз на того, кем легко и удобно властвовать.

А в целом — было весело, смешно, зрительный зал аплодировал от души, и актеры выходили на поклон аж целых три раза! Видно, зрители были рады тому, что режиссер, взявшись за классическую вещь, не перетрактовал сюжет с ног на голову, а построил пьесу именно так, как задумывал когда-то Гольдони, — причем выполнил свою работу со вкусом и с огоньком!

Интересно, что в «Старом доме» несколько месяцев тому назад состоялась премьера спектакля по пьесе Карло Гоцци «Ворон». Говорят, когда-то Гоцци и Гольдони были антагонистами, люто спорили друг с другом, не уживались на одной сцене. А вот теперь, по словам Александра Нордштрема, «их пьесы ставят одни и те же театры, одни и те же режиссеры, они пользуются одинаковым успехом у публики». Так что завсегдатаи «Старого дома» получат особое удовольствие от сравнения этих двух самых разных постановок: эпатажного «Ворона» и «Трактирщицы», работая над которой, режиссер сумел еще раз доказать, что все новое — это хорошо забытое старое.


В статье упомянуты:


спектакли: