Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

07 Июня, суббота

Долгая счастливая жизнь

подробнее>

«С неба упали три яблока»: маленький мир на вершине мироздания

05 июня 2025
Дмитрий Грищенко Культура Новосибирска

Пьесе не зря дано особенное название. Еще в древние времена, в мифологии различных народов, яблоко считалось особенным, магическим фруктом: символом исцеления, познания добра и зла и даже бессмертия. И далеко не каждому удается заполучить волшебный плод. Даже в сказках, чтобы обрести такое яблоко, героям требуется проявить благородство, смелость и силу воли, а главное – достойно пройти через ряд тяжких испытаний. И подобные испытания ежедневно преодолевают оставшиеся жители заброшенной высокогорной деревни Маран, обретая в конце концов долгожданное счастье.



Интересно, что в самой пьесе почти отсутствует конфликт между людьми – как движущая сила любого серьезного произведения. Но здесь показан конфликт более серьезный: конфликт мира людей с тяжелыми внешними обстоятельствами и даже с самим непостоянным временем. На долю деревни постоянно выпадают нелегкие испытания: войны, болезни, голод, землетрясения и, наконец, уход большинства жителей в долины как более благоприятные места для проживания. Люди в долине давно махнули рукой на оставшуюся в родной деревне горстку стариков, казалось бы, доживающих свои последние дни. Но, словно герои житейской притчи, последние жильцы изо дня в день совершают нравственный подвиг, подавая пример жителям большой земли.

 

RPoovYILBkQ.jpg

 

В чем же проявляется подвиг этих, казалось бы, самых обычных людей, да еще и в самые неблагополучные времена? В духовной стойкости, основанной на вере и надежде на лучшее, когда уныние, ропот и неверие считаются тяжким грехом. И подобно родной природе гор, эти люди, как камни, стойко переносят все невзгоды. Это отражается и в повседневном образе жизни, в котором старики продолжают исполнять свои повседневные обязанности: ухаживать за могилами предков, поддерживать и восстанавливать свои дома, кормить скот, поливать цветы, но при этом обязательно успевать ходить в гости и поддерживать друг друга. Эти люди способны принимать все удары судьбы как неизбежное, считая, что так суждено было случиться. И они продолжают исполнять свой долг, сохраняя достоинство, но при этом всегда радоваться всему, чему можно порадоваться.

 

T9vLIuQ9VI8.jpg

 

Герои постановки зачастую выглядят чудаками, и даже невежами (чего стоит сцена избиения пытающимся прорваться к любимой жене Василием ее лечащего врача). Но они же подают пример почитания памяти своих предков, уважения к древним обычаям и традициям. И наконец, эти люди умеют отказаться от своих личных устремлений, жертвуя ими ради общих интересов. По требованию родоначальника семьи они устраивают свадьбу после похорон (так поступала мать главной героини Анатолии). По желанию сельчан приходится выйти замуж уже самой Анатолии, собравшейся умирать, – за Василия, сурового, как камень, но мягкого сердцем.


Двое пожилых людей, каждый из которых перенес за свою жизнь множество горестей и потерь, объединяются в семью и происходит чудо: они хорошо узнают друг друга, и приходит любовь, у них рождается дочь. Тогда заслуженную награду получает все село, где старики уже собрались умирать, а тут надо жить, чтобы заботиться о ребенке. Стойкость и вера жителей деревни являет пример для жителей долины, особенно когда врачам пришлось бороться за жизнь еще не рожденной девочки. Яблоки упали! 



XuhKldfHqeI.jpg

Следует отметить, что сам спектакль очень богат образами. Значительную роль играют артисты массовых сцен, одетые в простые одежды. Своими телодвижениями, позами и многофигурными композициями они ярко отражают наступающую ситуацию горя и радости, войны и мира, трагедии и оптимизма. Домашние животные танцуют и произносят длинные монологи. Кажется, что на сцену вышли оживленные персонажи картин художника Марка Шагала, философски отобразившего совместное и гармоничное существование мира людей, животных и природы.

KBxqWv4Hvp0.jpg

Необыкновенно красивы сцены на фоне яркого звездного неба и самой вселенной, поскольку горная деревня постоянно ощущает на себе «дыхание небес». Контрастно и ярко сменяют друг друга радостное пение птиц и музыка щемящей печали, крик души несчастного человека и сцена деревенской свадьбы с яркими коврами. А на свадьбе присутствуют одетые в старинные одежды персидские жрецы Заратустры с плодами граната как хранители древней мудрости и традиций еще дохристианской Армении.



-O-kXpc1oWk.jpg

Не секрет, что христианскую религию армяне старались приспособить под свои древние обычаи. Это можно увидеть в сценах сновидений с духами ушедших предков, в сохранении многочисленных поверий и преданий. Рождение дочери Анатолии и Василия словно отражает историю горного села, как и самой Армении. На фоне тревожной и грозной музыки бедствий окружающего мира в селе происходит яркая и неистовая пляска с коврами, стягами, масками, крестами и кувшинами, символизируя собой несгибаемую стойкость народа, сумевшего под ударами времени сохранить свою древнюю и самобытную культуру. Постепенно музыка бедствий поглощается музыкой пляски, словно знаменуя нравственную победу жителей Армении. А сверху на все взирает мать с ребенком.



TRyazmiAb9A.jpg

Жители села Маран, несмотря на все беды и нововведения времени, сохраняют все лучшее в наследии старины. И как это актуально для нашей современности, где далеко не все идеально в нравственном отношении – отчего было бы неплохо обратить внимание на моральные ценности прошлого.

 

Фото Александра Лукина


В статье упомянуты:


спектакли: