Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

20 Апреля, суббота

Дачники

подробнее>

Сергей Безродных: Хорошим человеком нужно оставаться независимо от званий

18 января 2011
Марина Вержбицкая Новая Сибирь, 26.11 2010

Сергей Безродных связал свою жизнь с театром «Старый дом» в 1989 году. Незаурядный талант, запоминающаяся сценическая внешность, прекрасные голосовые данные и ярко выраженная мужская фактура сулили молодому актеру славу героя-любовника. Однако профессиональные амбиции не позволили ему стать заложником одного амплуа, и вскоре Сергей Иванович предстал перед публикой универсальным, разносторонним артистом. Безродных оказались подвластны русская и зарубежная классика, современные пьесы и радикальный авангард, трагические и комические персонажи, гротеск, ирония, юмор, сарказм. Поклонники запомнили его Ясона из «Медеи» Хайнера Мюллера, Кочкарева из «Женитьбы» Н. Гоголя, Шаблова из «Поздней любви» А. Островского и множество других ролей.

Цитатой к своему юбилейному вечеру Сергей Безродных выбрал слова голливудского актера Чарлтона Хестона: «Подмостки — отечество актера, и нужно все время продлевать паспорт, чтобы не лишиться гражданства». «Новая роль — это работа с чистого листа. И слова Чарлтона Хестона говорят мне о том, что актеру каждый раз нужно заново подтверждать свой профессионализм и все время доказывать, что он не зря выходит на сцену», — пояснил юбиляр, которому пришлось весь праздничный вечер демонстрировать публике комедийный талант. Сначала Сергей Иванович вышел на сцену в одной из своих любимых ролей — Кавалера Рипафратта в спектакле «Трактирщица» по пьесе К. Гольдони. Затем стал участникам подготовленного труппой «Старого дома» капустника. Молодые актеры настоятельно просили бенефицианта тряхнуть «чем могешь» и уверили публику в том, что на сцене Безродных — словно «бешеный олень»: «Бедных женщин охмуряет, темпераментом искрит и такое вытворяет, что практически творит», «Этот дядечка Сережа, он из ранних, из крутых, он моложе молодежи и живее всех живых».

Накануне юбилея заслуженный артист ответил на вопросы «Новой Сибири».

— Сергей Иванович, вы играете как комические, так и драматические роли. Какие вам все-таки ближе?
— Мне нравятся те роли, которые одновременно печальны и смешны. Наверное, поэтому меня привлекает жанр трагикомедии. Особенно нравятся роли, где приходится перевоплощаться настолько, что меня становится трудно узнать. Например, недавно был спектакль «Дуэт», где я играю одновременно несколько персонажей, и к каждому из них стараюсь находить свою краску и интонацию. К таким спектаклям также относится «Удар» режиссера Ронни Якубашка, где я играю десять персонажей одновременно. Все перевоплощения происходят на глазах у зрителя, и хотя внешне ничего не меняется, внутренне во мне должно произойти что-то такое, благодаря чему зритель поймет: перед ним появился другой персонаж. Это, конечно, тяжело, но вместе с тем очень интересно.

— Можете ли вы назвать самую любимую из длинного списка исполненных вами ролей?
— Принц Уэльский в спектакле «Кин IV». Это была одна из моих самых любимых постановок. Огромное спасибо за нее режиссеру Анатолию Афанасьевичу Морозову. Спектакль «Кин IV» нравился мне своей человечностью: ведь для моего персонажа были важны не власть и политика, а искусство. В принце Уэльском соединилось все: он дружил с трагиком Кином, тянулся к театру, ему хотелось играть на сцене. У меня была реплика: «Боже, как прекрасно: отблеск свечей в глазах актрис, движение занавеса, дыхание зрительного зала…» — все это его наполняло. Кроме того, принц Уэльский был очень сильным и при этом ироничным человеком.

— В сегодняшнем вашем репертуаре есть любимые роли?
— Наверное, это роль Тригорина в «Пяти пудах любви». Многие говорят, что этот спектакль труден для восприятия, но для меня важен тот факт, что это чеховская драматургия, с которой нам, актерам, не так часто приходится соприкасаться. Тригорин мне очень дорог. Конечно, он забирает у меня много сил, но зато есть что играть. Еще я с большим удовольствием играю в «Трактирщице». Роль Кавалера Рипафратта — одна из самых ярких в моем репертуаре. Именно этот спектакль я выбрал для бенефиса: зрителю в «Трактирщице» есть над чем посмеяться, а это тоже немаловажно.

— Вы чувствительны к критике?
— В молодости я очень остро все воспринимал, а сейчас понимаю: сколько людей — столько мнений, и я не могу быть для всех хорошим. Но конструктивно-полезную критику я принимаю и беру на вооружение.

— Какой репертуар вам ближе — классический или современный?
— Мне ближе классический театр. Особенно люблю русскую классику: именно там я нахожу точки соприкосновения с моими собственными мыслями, желаниями и мечтами. Но и современные спектакли, если они поставлены талантливо и неординарно, мне тоже интересны.

— У вас, как принято говорить, благородный тембр голоса. Вы поете?
— Иногда. Правда, у меня бывают проблемы с ритмом. Еще я могу из одной тональности в другую «заехать». Но голос Бог дал — это да. В молодости я ходил в вокальную студию, и мой педагог говорил, что с моим лирическим баритоном мне одна дорога — на оперную сцену. Надо только много работать над голосом, шлифовать его, расширять диапазон. Но я его не послушался и поступил в театральное училище. Позже, когда мы случайно встретились с ним на трамвайной остановке, он спросил, почему я перестал посещать занятия в студии? Я признался, что поступил в театральный. «Очень жаль!» — сказал он. Но я об этом нисколько не жалею!

— Полагаю, зрители «Старого дома» с вами согласятся. А как вы относитесь к официальным оценкам театральной деятельности — званиям, премиям?
— Это действительно определенная награда и оценка твоей деятельности, которая накладывает на тебя еще большую ответственность перед зрителями, коллегами и самим собой. Хотя мой главный принцип, который, кстати, был слоганом моего первого бенефиса: «Не требую награды, покоя не прошу». Ведь дело-то не в регалиях, а в тебе самом, в том, что ты из себя представляешь. Хорошим человеком надо оставаться независимо от званий.

— Сергей Иванович, вы все время говорите о работе, а что остается за порогом театра?
— Обожаю путешествовать! Мне приходилось бывать в других странах не только с гастролями, но и на отдыхе. В новых городах я всегда стараюсь посещать соборы, церкви. Изучаю местную архитектуру. Мне, например, очень понравилось в Германии. Там я себя чувствовал комфортно — почти как дома. И летние гастроли в Швеции со спектаклем «Дуэт» в этом году тоже были прекрасны. Но, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвела Япония. Это сказка, в которой мне довелось побывать дважды. Хотелось бы, конечно, оказаться в Париже, Риме, Нью-Йорке. Да и вообще много чего увидеть. Еще я с удовольствием слушаю классическую музыку. К примеру, на моей странице «ВКонтакте» есть много любимой музыки, классической в том числе. Еще стараюсь, насколько позволяет время, ходить на концерты. Например, весной этого года я побывал на сольном концерте солиста Новосибирского театра оперы и балета Карена Мовсесяна. Получил огромное удовольствие!

— Вы планируете события своей жизни или предпочитаете, чтобы все шло своим чередом?
— Я не люблю ничего планировать ни в театре, ни в обычной жизни. На все воля Господня. Можно всю жизнь мечтать, не дождаться и страдать из-за этого. А мы, актеры, — люди зависимые. Нами театральная жизнь распоряжается. Знаете, как в песне «Арлекино»: «Я Гамлета в безумии страстей который год играю для себя». Точно так же и в обычной жизни: прекрасно, если мечты сбываются, но я стараюсь ничего не загадывать. Как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает.


В статье упомянуты: