Премьера

31.05.2025
С неба упали три яблока

С неба упали три яблока

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

15 Мая, четверг

Зулейха открывает глаза

подробнее>

Сидит в кадре

14 мая 2025
Сергей Бобкин Сергей Бобкин (ANTRACT), блог

Преуспевающий бизнесмен в один прекрасный день сел на остановку, и решительно не собирается вставать с нее… А жизнь вокруг начинает принимать все более крутой поворот. «Остановка» Юрия Квятковского на сцене «Старого дома» — мокьюментари в театре.

 

Камера, мотор!

 

Согласитесь, необычно для театра — на сцене всюду расставлены софиты, камеры, вокруг них снуют операторы, настраивают что-то… Даже режиссер имеется — отчитывает свою помощницу за то, что зал не заполнен до конца. Поначалу ко всему этому относишься, как к обыкновенным декорациям — театр ведь. Все меняется в тот момент, когда выключается свет и начинается первая сцена. Некоторое время понимание все еще не приходит, чтобы затем с ощутимой силой обрушиться на голову: то, что происходит на сцене, записывается и выводится на экран сверху в режиме реального времени — по сути, перед нами полуторачасовой фильм, снятый одним дублем, на который мы смотрим сквозь его изнанку: видны все перестановки актеров, декораций, подготовки, настройка света и камер перед новой сценой… Если заранее не знать, что будет происходить, нелегко отделаться от ощущения, что такое просто не может быть снято у нас на глазах. Оно должно быть заранее срежиссировано, смонтировано, на хромакее произведена цветокоррекция и наложен фон. Тем не менее, когда прямо перед нами падает декорация, или не включается камера, а операторы соответствующе реагируют, это ощущение пропадает окончательно.

 

Сидит в кадре, изображение №2
 

 

С иронией

 

Сюжет прост, и необычными деталями не изобилует — если судить с нарративной точки зрения, то получается классическая драма с небольшими (иногда и большими) вкраплениями сюрреализма. Можно даже сказать, что история иронизирует над собственным ходом. Вот молодого парня играет Юрий Кораблин, и на это возрастное несоответствие обращает внимание актер-режиссер (Дмитрий Иванов); все повествование поделено на вставки-интервью и, собственно, кинематографичные сцены — в первых актеры играют натурально, а во вторых — намеренно пафосно и вычурно; в финальной сцене режиссер просит Марка (Виталий Саянок) и Наталью (Лариса Чернобаева) сыграть как грабитель и жертва, что явно не соответствует настроению сцены. А ближе к концу постановки актеры и вовсе исполняют итальянский мюзикл, и делают это безо всякого налета серьезности, который присущ основной линии повествования. Не вполне понятен смысл этого музыкального компонента в общей концепции спектакля, кроме того, что эти мюзиклы любил отец Марка — зато он вызывает улыбку, звучит бодро и добавляет капельку абсурда.

Сидит в кадре, изображение №3
 

Тем не менее, основная сюжетная линия поднимает довольно важный вопрос: что делать, если ты категорически устал, а мир никак не хочет останавливаться? Виктор (Сергей Маштаков) нашел оригинальный, но действенный метод — остановиться самому. Пусть в итоге этот поступок оказался не совсем тем, чем казался на первый взгляд, он сработал эффективно: мир не остановился, но пошел дальше своим чередом, без Виктора — можно даже сказать, что пошел ему на пользу. Тот круговорот, в который пришла вся жизнь главного героя, вызывает сочувствие — чем больше событий происходит, тем больше понимаешь Виктора, тем сильнее осознаешь, что на его месте тоже хотелось бы сесть на остановку и отринуть все переживания. Остальным персонажам сопереживаешь не меньше: да, Марк и Наталья совершили не самый приятный поступок, поначалу осуждение к ним растет семимильными шагами, но затем, по мере нарастания их личной драмы, это чувство отступает на второй план. Перед нами — глубоко личная история о бытовых сложностях, о грузе вины и ответственности, который способен раздавить любого, даже самого сильного человека. Хорошо то, что хорошо кончается.

 

Прямо как в фильме

 

Отдельного внимания заслуживает композиция сцен — а в особенности то, как быстро ее меняют. Вот мы наблюдаем фрагмент-интервью, с прямым светом и серым фоном, а на заднем плане уже вовсю готовится к съемке сцена в машине. Она соответствующим образом освещена, два автомобильных кресла стоят друг напротив друга для удобства съемки диалога — как в фильмах, когда настоящее действие происходит в павильоне, а не непосредственно в салоне авто. Вся постановка выполнена максимально правдоподобно. Если преподавательница фитнеса из Таиланда (Яна Погорелова) в сцене находится на скалодроме, то актриса на самом деле висит на подготовленной для этого стене, и оператор — рядом с ней. Если действие происходит под водой, то действующие лица «плывут» на синих кубах, в полном снаряжении аквалангистов, на хромакее, который на экране посредством магии монтажа превращается в воду. Сама остановка, на которой сидит Виктор — полноценная остановка, уменьшенная в размере, передвигается на специальных рельсах. Декорации не похожи на театральные: они выглядят так, словно взяты со съемочной площадки среднебюджетного мокьюментари, что вполне соответствует идее спектакля.

 

Сидит в кадре, изображение №4
 

 

Остановиться или пойти?

 

«Остановка» Юрия Квятковского — уникальный в своем роде проект. В нем органично сочетается опыт просмотра фильма с восприятием театральной драмы. Это дает зрителю возможность одновременно и насладиться сюжетом, и понаблюдать изнутри за процессом съемки полноценного фильма. А благодаря вкраплению юмора (в основном в виде производственных неудач, причем не всегда срежиссированных), и особенно — музыкальной части, можно и посмеяться, и поплавать в небольшом водоеме абсурда. Если вы любите и театр, и кино, — а уж тем более если вы фанат мокьюментари — то «Остановка» категорически рекомендована вам к просмотру. После постановки вспоминается детство — время, когда можно было ни о чем не беспокоиться и наслаждаться тем самым неуловимым порывом ветра. Казалось, эти порывы пробегали по лицу всякий раз, когда Виктор говорил о них.

 

фото: официальный сайт театра "Старый дом"


В статье упомянуты:


спектакли: