Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

21 Ноября, четверг

Двойная игра

подробнее>

«Старый дом»: большие перемены и грядущие премьеры

17 января 2011
Татьяна Решке Вечерний Новосибирск, 04.12.07

В пьесе «Ворон» есть всё: маскарад в стиле dell arte, фантастические превращения, любовный треугольник, смерть героев и чудесное воскрешение.

— Мы рассказываем грустную комедию о том, как люди пытаются убежать от собственной судьбы, становясь жертвами необходимости, — поясняет режиссер. — Гоцци, а вслед за ним и мы стилизуем сказочный happy end, оттеняя его грустными и ироничными размышлениями о любви и политике.

Постановка «Ворона» в «Старом доме» — это уже второй опыт работы Андро Енукидзе в России. На сцене омского «Пятого театра» он поставил нашумевший спектакль по одному из самых «нетеатральных» романов Достоевского — «Записки из мертвого дома». И добился громкого успеха на Фестивале Достоевского в 2005 году.

Общаясь с прессой, режиссер поведал о своей творческой биографии — буквально в двух словах: окончил Тбилисский государственный институт театра и кино им. Руставели, ставил пьесы не только в родной Грузии, но и в Польше, Турции и многих других странах.

Почему все-таки Андро Енукидзе выбрал «Старый дом» для своей второй по счету «русской постановки»? По словам режиссера, еще находясь в Грузии, он был наслышан о новосибирском театре от своих коллег по профессии.

Приехав в сибирскую столицу, он предложил театральному руководству внушительный портфель пьес, которые хотел бы поставить. Театр выбрал «Ворона», а по каким именно маркетингово-политическим соображениям — осталось тайной.

Впрочем, понятно и без объяснений: любовь, политика, произвол сильных мира сего — эти темы актуальны во все времена.

— Мне кажется, «Ворон» символизирует проклятье, которое висит над просторами бывшего Советского Союза, — размышляет режиссер. — То проклятье, к которому мы привыкли и которое перестали замечать. Хотя зачастую мы, напротив, виним в наших бедах злой рок: мол, 70 лет мы падали в пропасть, царя убили, потом пришли коммунисты, потом демократы, и все, что случилось — это их вина… Понимаете, мне кажется, ворон сидит в каждом из нас. И этого ворона надо выпустить из сердца — чтобы он улетел куда подальше и чтобы мы опять могли жить нормальной свободной жизнью.

Правда, особо заморачиваться по поводу смысловой нагрузки пьесы не стоит. «Ворон» — это прежде всего комедия. И режиссер обещает, что зритель, пришедший просто посмеяться, найдет для себя много веселых и остроумных моментов.

Существует мнение, будто комедия dell arte умирает как жанр, завещая маски кукольному театру. Однако жанровые рамки Андро Енукидзе ничуть не стесняют. Традиционные маски режиссер планирует использовать, а вот костюмы героев Гоцци будут слегка осовременены, выполнены в сдержанной манере. Потому что всякий необдуманный гротеск в условиях небольшого зала уничтожает самое главное — магию театра.

Скромные размеры сцены также не являются помехой для режиссерских замыслов:

— Я много работал в этой жизни — и на больших сценах, и на маленьких. Просто в данном случае пришлось отказаться от некоторых красок и поискать другие. На сцене «Старого дома» можно ставить самые разные спектакли: Ануя, Шекспира, Мольера, Софокла… Люди забыли, что самое главное чудо в театре — это условность. Если мы расстелим на улице коврик и начнем лицедействовать без всякой сцены, без прожекторов и пиар-менеджеров, мы все равно можем добиться реального результата. Посетите Фестиваль уличных театров, и вы поймете, что искусство может состояться при минимальном техническом обеспечении. Я видел прекрасно оборудованные театры: там светят такие суперпрожектора, что магия театра исчезает совершенно. И даже от пьес Достоевского остается одно бесконечное шоу.

На сегодняшний день в «Старом доме» полным ходом идут репетиции: актеры отрабатывают каждое движение, каждую интонацию. Во время репетиций режиссер охотно проигрывает сцены вместе с актерами, подробно объясняет характеры персонажей.

— Деньги, которые мы получаем за работу, всегда маленькие, — признается Андро Владимирович. — А вот настоящее удовольствие в театре только одно — работа с актерами. Мы все — большая команда, плывущая в одной лодке. Если команда достойная, и тонуть весело! От русских актеров я требую только одного — живого переживания и живого слова. Актер должен четко, правильно мыслить, только тогда его мысли будут читабельны. И в русской системе, и в турецкой, и в парагвайской актеры делятся на средних, хороших и никаких. Мне кажется, в театре «Старый дом» очень серьезный, добротный средний состав. Это из моих уст очень большая похвала. Актеры «Старого дома» хотят играть, они пробуют все, что я им предлагаю. В итоге я учусь у них, они учатся у меня. Будет ли наша работа интересна зрителю? Поживем — увидим.

По отношению к зрительским ожиданиям Андро Енукидзе настроен довольно скептически: он считает, что большинство завзятых театралов посещают спектакли просто «по привычке ходить в театр». Как увлечь зрителей по-настоящему? Как заставить людей проникнуться тем, что происходит на сцене?.. Вопрос не из легких.

— Ум должен выражаться не в том, чтобы сделать все непонятно. «Умный» спектакль ясен и кристально-прозрачен для всех, от лауреата Нобелевской премии до бабушки, которая помнит «молодого Никулина» и не знает ровно ничего о модных театральных тенденциях. Такой идеальный театр могут создать только умные люди.Словом, премьера «Ворона» — дело вполне решенное.

«Спектакль будет ярко-театральным, динамичным, красивым и праздничным, — обещает директор театра Антонида Гореявчева. — Надеюсь, он станет хорошим подарком для наших зрителей к Новому году и Рождеству».Что же касается иных проектов и планов «Старого дома», об этом Антонида Александровна поведала следующее:

— Весь текущий сезон у нас будет построен на международных проектах: подобное сотрудничество окажется мощным стимулом как для труппы, так и для зрителей. На постановку в нашем театре уже дал согласие польский кинорежиссер Кшиштов Занусси: он прислал пьесу американского драматурга Отто Эскина «Дуэт» о судьбе двух актрис начала XX века — Сары Бернар и Элеоноры Дузе. Это уже второй спектакль Кшиштова Занусси в России: первый был осуществлен на сцене МХАТа в 1991 году.В марте на нашей сцене появится спектакль по самому знаменитому роману Эмиля Золя «Тереза Ракен» — «Жестокая драма в Париже». Поставит его лауреат Государственной премии Грузии главный режиссер Тбилисского государственного русского театра имени Грибоедова Автандил Варсимашвили. С нами готов работать известный литовский режиссер Линас Зайкаускас — знаток современной европейской культуры. А кроме того, мы налаживаем контакты с Французским культурным центром в Москве…Очевидно, понятие о «государственных границах» в мировом театральном пространстве становится все более условным. Работа по привлечению в Новосибирск французских мастеров сцены ведется в полную силу. И хотя конкретных имен называть не стали, по словам Линаса Зайкаускаса, присутствовавшего на пресс-конференции в «Старом доме», «каждый театр Европы был бы рад иметь эти фамилии на своих афишах».

— Это мировые знаменитости, постоянные участники таких престижных мероприятий, как Авиньонский фестиваль — самый «крутой» фестиваль театрального мира, — сообщает Линас Зайкаускас. — Думаю, в ближайшие пару сезонов не только весь Новосибирск, но и вся Россия будут говорить о театре «Старый дом».

— Через два года, если все пойдет так, как задумано, мы получим потрясающую труппу, которая научится работать в десять раз лучше, — добавляет Андро Енукидзе.

Говоря о своих собственных планах, Линас Зайкаускас заявил, что ему очень нравится Новосибирск и что он готов приступить к долгосрочному творческому сотрудничеству с нашим театром. План работы «Старого дома» составлен аж до 2011 года, поэтому можно уверенно сказать: интересная жизнь театралам сибирской столицы обеспечена надолго.


В статье упомянуты: