Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

"Старый дом" показывает забытого Альбера Камю

27 сентября 2016
Алена Истомина TOP54.CITY
Премьера спектакля состоялась этим летом. Всего один премьерный показ. Поэтому неудивительно, что новый сезон театра открылся именно с этой сложной и несколько депрессивной постановки Антона Маликова.  "Недоразумение" практически не имеет сценической истории в России. Да и в мире пьеса именитого автора признания не получила. Премьера, состоявшаяся еще при жизни Камю, оказалась провальной. 
 
- После первого прочтения этой пьесы, несмотря на довольно ясный сюжет, построенный на реальной жизненной истории, достаточно труднопроизносимый и в какой-то степени неживой текст, я почувствовал скрытое тотальное одиночество, заложенное внутри этой истории, словно бомба замедленного действия. Я совершенно не понимал, как это воплотить и именно эта территория незнания меня привлекла, - рассказывает Антон Маликов.
 
При постановке спектакля режиссер вместе с актерами разговаривали о Достоевском, стараясь подойти к истории Камю как психотерапевты. 
 
 
 
Две женщины - мать (Халида Иванова) и дочь Марта (Лариса Чернобаева) - предпринимают попытку вырваться из страшного мира обреченности. Попытка ужасна по своей природе - они убивают путников, которые селятся у них в гостиной. Деньги откладывают на море, о котором так мечтает Марта. Семья жестоких убийц, которая сама оказалась жертвой давней травмы, а потом и злобного рока, обстоятельств. 
 
 
 
Но попытка вырваться из затхлого мира обреченности изначально нелепа - от себя не убежишь. Одиночество, душевная опустошенность, безысходность, злоба останутся с героинями до конца. Мать - уставшая от собственной жестокости, на самом деле давно уже хочет лишь одного - смерти. А дочь, обезумевшая от нелепой ярости, нуждается лишь в материнской любви. Но понимает это слишком поздно. Слово "поздно" - ключевая нота всего спектакля. Поздно семья узнала в новом госте своего сына и брата Яна (Виталий Саянок), сбежавшего 20 лет назад из дому. Поздно блудный сын вернулся к родным берегам, поздно Мария (Софья Васильева), жена Яна, поддалась внутреннему чутью, перерастающему в панику... 
 
 
 
"Жуть, но сыграно блестяще! Начинаешь задумываться: а ведь наш окружающий мир не так уж хорош, как хотелось бы, если в нем существует и такая, «крайняя» сторона жизни. Сильное эмоциональное воздействие, спектакль словно отрезвляет и говорит: «Оглянись по сторонам! Это наш мир и в нем еще много таких страшных и абсурдных вещей!». И невольно приходиться жить с ним бок о бок.. Даже «луча света» нет в «темном царстве», одни пустые мечты", - отзываются о спектакле зрители. 
 
 
 
Главные герои - мать, Марта и Ян - то и дело срываются в чувственный полусумасшедший монолог, и их речь больше похожа на припадки безумия. Люди, некогда бывшие венцом природы, превратились в жалкое недоразумение. Понять друг друга для героев  - непосильная работа, если постичь свою душу они уже не в состоянии. Понять - чего на самом деле им хочется? И способен ли побег вывести душу из болотистого ила греха? Тем более, если это - всего лишь бег на месте. 
 
 
Маликов вывел героев Камю в современный мир. При том что мать и Марта показаны вне времени. Их можно с легкостью отнести как к нынешней, так и к прошлой эпохе: застывшая душа породила петлю времени. Но что современный Ян, который смог вырваться из этой петли? Его корежит и выворачивает наизнанку так же, как и сестру. Побег от себя невозможен. Выход - где-то в глубине подсознания. Если он вообще существует... 

В статье упомянуты:


спектакли: