Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
«Старый дом» взял ориентир на современную драму и новые маркетинговые технологии
18 января 2011Юлия Щеткова «Молодая Сибирь — Новая Сибирь» № 43 (878) 22.10.2009
Премьеры и события минувшего 75-го сезона показали, что театр «Старый дом» занял отнюдь не периферийное место на культурной карте Новосибирска, причем сделал это всерьез и надолго, зарядив в честь юбилея целую обойму крупных проектов, что позволило главному режиссеру Линасу Зайкаускасу констатировать: «Наш театр стал самым обсуждаемым в городе, а наши спектакли, нравятся они или нет, не оставляют никого равнодушным».
Наиболее действенным противоядием от равнодушия «Старому дому» представляется грамотный подход к формированию репертуара. «Афиша современного драматического театра должна учитывать интересы разновозрастной публики и представлять собой конгломерат спектаклей, поставленных разными режиссерами, стоящими на разных эстетических позициях, — поясняет директор театра Антонида Гореявчева. — Театр «Старый дом» весьма требовательно относится к формированию репертуара и не готов идти на компромиссы даже во имя коммерческой актуализации афиши. Репертуар нынешнего сезона будет максимально разнообразен. В нашей афише будут представлены поставленные в академической манере спектакли и радикальные сценические изыски, интерпретированы любимые новосибирской публикой жанры и реализованы уникальные эксперименты. Главное: всякий раз зрителей будет ожидать необычное, но актуальное зрелище».
Правда, в этом зрелище не сможет принимать участие ведущий актер театра Андрей Бутрин. Артист перешел в НГДТ п/р Сергея Афанасьева. «Театр «Старый дом» всегда был прекрасной школой, — комментирует руководство театра. — Мы «выращиваем» замечательных артистов и радуемся тому, что они оказываются востребованными на лучших театральных площадках города».
Демонстрироваться обещанное «актуальное зрелище» будет по-прежнему в крячковском здании 1912 года постройки, так как реконструкционные планы изменились до неузнаваемости. «Реконструкции здания, где сейчас располагается театр «Старый дом», не будет. Планируется его снос. Затем на его месте появится новое здание, возводимое специально для нашего коллектива. Так что нас ожидает не перестройка, а строительство», — уточняет директор театра.
Впрочем, строительные планы — вопрос будущего. В настоящем времени — преодоление последствий кризиса, скорректировавшего планы всех театров без исключения (в Европе, к примеру, даже появился термин «докризисный спектакль» — о спектаклях с солидным бюджетом и не менее солидным размахом). «Непростая экономическая ситуация в стране диктует свои условия и российским театрам, и российским зрителям, — комментирует Антонида Гореявчева. — Театры начинают острее чувствовать границы бюджета, а зрители вынуждены урезать расходы, рассчитанные на культпоход. Однако у этой медали есть и положительная сторона — здоровая конкуренция ведет к мобилизации сил. Театр «Старый дом» не собирается впадать в спячку, отменять гастроли, манкировать фестивалями. У нас крепкая команда, интересные наработки и новейшие маркетинговые технологии, которые обязательно будут внедрены».
76-й театральный сезон «Старый дом» встречает пополнением в режиссерской команде. Помимо главного, в театре теперь есть очередной режиссер. Эту должность заняла молодой режиссер Анна Зиновьева, поставившая несколько спектаклей на разных театральных площадках города («Медведь» А. Чехова, «Таня» А. Арбузова, «Три поросенка» А. Будаговской, «Королева красоты» М. Макдонаха). Творческие планы госпожи Зиновьевой на новом посту реализуются в трех спектаклях — детской сказке «Чемоданное настроение», премьера которой уже состоялась, новогодней феерии и спектакле, закрывающем сезон (название еще не выбрано, как варианты рассматриваются современные пьесы и классика советской драматургии). Однако пополнением афиши Анна Зиновьева не ограничится. «Наша задача — сделать театр «Старый дом» центром театральной жизни города и привлечь современного зрителя. Для этого театру нужны талантливые, жадные до всего нового люди. В этом году в театр пришли много молодых одаренных актеров. Их ждут занятия по сценической речи и движению, мастер-классы, читки и новые роли, а современного зрителя — современные пьесы, которые позволят «Старому дому» найти общий язык с молодежью: ведь молодые люди хотят видеть на сцене сегодняшнюю жизнь», — говорит очередной режиссер «Старого дома».
Главный режиссер театра Линас Зайкаускас поставит в этом сезоне один спектакль. Это будет «Оркестр «Титаник» по пьесе современного болгарского драматурга Христо Бойчева, чьи пьесы идут более чем в 40 странах мира (более ста театральных постановок на всех континентах, за исключением Антарктиды). Выбранная господином Зайкаускасом пьеса рассказывает о жалких, заброшенных на забытую богом станцию бродягах, которые мечтают вырваться оттуда и вернут себе положение в обществе, а вместо этого встречают мошенника, иллюзиониста, дирижера и шоумена Гарри Гудини. Премьера «Оркестра «Титаник» намечена на март 2010 года.
Приглашенные режиссеры представят свои работы в первой половине сезона. Начнет немецкий режиссер Ронни Якубашк. В ноябре вместе с художником Маттиасом Кохом и актерами «Старого дома» он завершит работу над русско-германским лабораторным проектом «Удар» по одноименной пьесе Андреса Файеля и Гезине Шмидт. 18 персонажей пьесы будут исполнены всего тремя актерами. По словам Ронни Якубашка, взаимодействие актеров с несколькими образами одновременно создаст эпический, отстраненный способ существования, который необходим при постановке описываемых событий. Сценическое оформление видится художнику функционально условным: монологи и диалоги героев, выражающие разные позиции, будут представлены в разноуровневом пространстве и отмечены световым монтажом. «Это необычная для нашего театра форма работы, — рассказывает директор театра Антонида Гореявчева. — Наши актеры впервые сталкиваются с немецкой драматургией XXI века. Прежде они не работали по системе WORKSHOP-ов и не соприкасались с материалом, выполненным в технике вербатим. Однако первый этап работы доказал, что у артистов «Старого дома» есть все для того, чтобы достойно осуществить задумку немецких постановщиков. К тому же описанная в пьесе история имеет много общего с российской действительностью, что позволяет артистам лучше понимать своих героев, их поступки и мотивации».
Продолжит иноземную линию шведский режиссер Александр Нордштрем. В феврале он выпустит молодежную комедию «Метаморфозы, или Золотой осел» по собственной инсценировке романа Апулея. Легендарное произведение древнеримского философа редко идет на театральных подмостках, а в данной интерпретации вообще будет поставлено впервые. Театр «Старый дом» обладает эксклюзивным правом на постановку, — это дружественный акт со стороны режиссера, с которым новосибирский театр связывают многолетние творческие отношения.
Дополнит парад премьер традиционный стародомовский набор «гастроли + фестивали + благотворительная программа ко Дню Победы и Дню защиты детей», а также особая оff-программа, которая начнет функционировать в октябре. «Спектакль — весьма дорогостоящий продукт и требует долгой, кропотливой работы. Площадка нашего камерного театра не позволяет подготовить более шести полноценных премьер. Однако мы хотим стимулировать нашего зрителя, предложив ему альтернативный вариант, приносящий не меньшее удовлетворение, нежели самая масштабная постановка, — поясняет Антонида Гореявчева. — Подробности экспериментальной оff-программы мы пока не раскрываем. Скорее всего, это будут встречи со зрителями и коллегами в неформальной обстановке, читки современных пьес и закрытые театральные показы — как раз то, чего ждет от современного театра продвинутая публика».