Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

27 Апреля, суббота

Петерс

подробнее>

Страсти наизнанку

17 января 2011
Ирина Тимофеева Ведомости, 21.03.08

За считанные дни до премьеры актеры все еще свободны от сценических костюмов. Режиссер Автандил Варсимашвили, лауреат Государственной премии Грузии, который уже поставил два спектакля в новосибирском театре музкомедии, и на новой площадке чувствует себя уютно в режиме цейтнота. В темном зале, где идет репетиция, он почти не вмешивается в процесс, лишь изредка оборачивается к звукорежиссерской и щелчком дает понять, что в этот момент нужно включать музыку. Или советует актеру, запнувшемуся на книжной реплике: «Ну что-нибудь от себя добавь!»


А на сцене клокочут, опутывают, то притягивают — не оторвешь, то отталкивают на другой конец площадки роковые страсти. Хрупкая Тереза Ракен, жена юродивого Камилла, в любовном авитаминозе не может противостоять Лорану-«мужлану», грубому, хриплому, заключающему в объятия-тиски, несмотря на бесчисленные «не здесь» и «не сейчас». По лицам нетрудно узнать в Терезе — Ларису Решетько, в Камилле — Андрея Бутрина, а в Лоране — Владимира Борисова. Но насколько непривычно видеть любимых актеров в таких ролях!


Владимир Борисов рассказывает, что сам был удивлен, увидев такое распределение. И как разглядел режиссер в этом спокойном, нетемпераментном человеке потенциал сладострасца, готового пойти на убийство ради влечения, понять невероятно сложно. Но новую грань в себе актер «шлифует» достойно. «Честно говоря, в этом театре мне вообще повезло: очень сильны перепады ролей. Но Лоран в эту систему вообще не вписывается. У Золя это такой “бугай”, который пришел в семью Ракен “пожрать” — да еще и девку увидел… Для меня это очень сложная роль, ведь у Золя все чувства, которые мы привыкли скрывать в жизни, находятся на грани. В целом этот спектакль о том, что любовь все-таки есть, но есть и расплата за необдуманные поступки. Пока я все это собираю внутри себя, как пирамидку».


Политика приглашенных режиссеров, которую ведет «Старый дом», Владимиру Борисову нравится: каждый из них приезжает со своим видением мира, с новыми подходами. Скучать не приходится! С Автандилом Варсимашвили в этом смысле работать легко и интересно. Он знакомит актеров с системой европейского театра, когда спектакль создается в сжатые сроки: так, репетиции «Терезы Ракен» начались 4 марта, а уже на 21-е марта объявлена премьера. «Автандил выстраивает систему, дает наводку — а дальше, пожалуйста, плывите как хотите», — отмечает Владимир Борисов.


Автандил Варсимашвили предложил очень укороченный вариант инсценировки, из которой выхолощено все второстепенное. Спектакль будет атмосферным, основанным на театральной условности. На первом плане не перемещение героев во времени и пространстве, а страсть с изнанки, внутренний сюжет. Такой, чтобы за коротким сиплым: «Я не могу» героя Александра Сидорова, который должен сообщить госпоже Ракен об утонувшем Камилле, или «Не-е-ет, не верю» героини Халиды Ивановой, которая, как мать, не может принять смерть сына, были отсылки в миры — слов и чувств. Отсылки — но не перегружение спектакля вербальной патетикой. И актеры играют, да так, что забываешь о недомантированных декорациях и майках-банданах, в которых проходит репетиция...


В статье упомянуты:


спектакли: