Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

«Театр — машина времени и чувств»

15 апреля 2011
Анна Золотова Советская сибирь, 15.04.2011

Путь в профессию у будущей народной артистки России начался с работы на радио и увлечения театральным искусством. Любовь к театру оказалась судьбой: в рамках дополнительного набора для мальчиков она поступила в Новосибирское театральное училище на курс режиссера Романа Короха, по достоинству оценившего талант, красоту и обаяние юной актрисы. По окончании училища отправилась по распределению в Челябинск, через два года вернулась в Новосибирск, поступила в труппу областного театра драмы (с 1993 года — «Старый дом») и хранит верность этой сцене по сей день.

Халида Иванова из тех актрис, которые нужны в любой труппе, которыми гордится театр. Она обладает уникальной способностью пережить и творчески переплавить любой драматический материал. Природа наградила ее неиссякаемым интересом к поиску характера, тонким сценическим вкусом и глубоким драматическим даром, что позволило актрисе выйти за рамки своего сценического амплуа и предназначавшихся ролей. К примеру, в 2000 году на сцене «Старого дома» с успехом шел спектакль «Играем Довлатова», где актриса исполнила даже мужские роли, и это как для профессионала было для нее принципиально важно:

— Я мечтала сыграть мужчину, мне было интересно, я всегда им завидовала. Ведь что такое театр? Мужчины-драматурги пишут про себя любимых, про свои проблемы, мужчины-режиссеры ставят это, иногда даже мужчины-актеры играют женские роли. Самые замечательные пьесы — о них. В мировом репертуаре, даже у Шекспира, не так уж и много выдающихся женских ролей. Только молодые — Джульетта, Офелия. А после сорока лет ярких женщин в драматургии нет, как будто их вообще не существует. И вот поэтому мне очень хотелось сыграть мужчину. Получился милый, симпатичный спектакль, но после него у меня отпал всякий интерес к мужским ролям. Я поняла, что от своей сущности никуда не денешься, полного слияния с ролью не получается. Там есть тайна. Есть черта — я ее нащупала, — которую ты не преодолеешь. Это получается театр представления, а не переживания, я могу только догадываться о том, что играю. А переживать мужчину, во всяком случае для меня, — невозможно.

Словом, можно сказать, что неподвластных Халиде Ивановой произведений нет. За годы работы в театре актриса исполнила более 100 ролей русского и зарубежного классического и современного репертуара, создала самые разные женские образы, запомнившиеся публике блистательной артистичностью и неподдельной искренностью.

Халида Иванова — актриса, с которой хотят и любят работать режиссеры. Яркая и независимая личность, она способна подчиниться воле режиссера, умеет войти в любой авторский замысел, точно работать в предложенной стилистике, жить идеей спектакля, а не масштабами своей роли. Потому что свою профессию она любит самозабвенно. За что? Накануне бенефиса виновнице торжества был задан этот вопрос.

— В спектакле «В сотый раз женаты» прелесть актерской профессии определяется как возможность пережить ситуации, с которыми в жизни вряд ли удастся столкнуться, вы согласны с этим?

— Да, конечно. И не только ситуации. Если я где-то услышу «Бернард Шоу» — у меня сердце ёкает. Он ко мне имеет отношение. Или я к нему? Он мне, как родной. Когда я играла в «Доме, где разбиваются сердца», у меня было такое чувство, как будто это для меня написано. Бернард Шоу же, наверное, любил какую-то артистку — вот и мне казалось, что я к этому причастна. И так со всеми драматургами, чьи пьесы я играла. Театр — это такая мощная машина времени, пространства и чувств.


В статье упомянуты: