Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Театр с незавидным прошлым

17 января 2011
Степан Звездин Известия, 26.02.2009

Театр «Старый дом» действительно родился искусственно — по приказу. По распоряжению Сталина 5 мая 1933 года все областные, краевые и республиканские центры нашей родины получили Директивные письма «О развертывании искусства в социалистической деревне», которые повелевали развернуть работу по созданию передвижных театров, обслуживающих колхозы и совхозы, «добиваясь для них твердой материальной базы, привлекая к этому делу лучших драматургов, режиссеров, актеров и представителей заинтересованных хоз.–полит. организаций». Первые годы жизни тогда Новосибирского колхозно–совхозного театра — одни из самых интересных и трагических страниц его истории, которые нашли отражение в «Ремарках...». На презентации книги актер театра Вячеслав Митянин напомнил о невыносимом плане гастрольных поездок театра по селу: «За сезон театр, который стремился к стабильной художественной жизни в рамках города, должен был дать несколько сотен (!) представлений в колхозах и совхозах. Как?! Главный режиссер Анисим Рогачевский придумал тогда гениальную стратегию: он разделил труппу на две части, каждая из которых играла по два спектакля в день. В итоге за три летних месяца театру удавалось выполнить годовой колхозно–совхозный план, что позволяло ему всю осень, зиму и лето работать в нормальных условиях на стационаре». Во время гастролей, пишет Климова, «они бродили по дорогам, иногда и в самом деле пешком, иногда с детьми, всегда с хозяйством — с кастрюльками, утюгами, простынями и раскладушками». Еду «варили дети в больших ведрах, пока взрослые играли спектакль», — это уже из воспоминаний дочери Рогачевского Ольги Анисимовны.

Идея книги «Ремарки на полях истории» прячется в 2001 году и принадлежит Владимиру Оренову — режиссеру, с именем которого связан один из последних успешных периодов в жизни театра. В течение трех лет Климова встречалась с участниками и свидетелями многолетней истории «Старого дома», работала в архивах, театральном музее и библиотеках. Однако, подарив идею, Оренов в свое время все же не смог убедить административное руководство «Старого дома» в необходимости издания книги. К 70–летию театра книга так и не вышла. Вышла к 75–летию, благодаря усилиям новой дирекции: решение продолжить работу приняли в 2006 году. Для реализации замысла собрались творческие единомышленники: автор Елена Климова, главный художник театра Маргарита Мисюкова (в роли художника–оформителя), заведующая литературной частью Оксана Ефременко и заместитель директора Лариса Мешкова (в роли редакторов книги), дизайнер Андрей Гирка (в роли дизайнера–верстальщика). Первые деньги удалось «добыть» Оксане Ефременко, которая выиграла грант губернатора Новосибирской области. Дальше — помог театр в лице директора Антониды Гореявчевой.

В результате получилась книга–альбом, совмещающая исследовательские тексты Климовой с большим количеством фотографий, документов, писем с фронта и прочих архивных и иллюстративных материалов.

В книге, как выразилась критик Татьяна Шипилова, «масса вкусных подробностей», которые делают чтение по сути исторического труда увлекательным для самого широкого круга почитателей театрального искусства. Например, факт из военных лет: «Часть актеров призвали в армию в разведку, уповая на умение артистов перевоплощаться». Оставшиеся актеры в 1944 году сформировали фронтовую бригаду — к счастью, никто не погиб. Рассказывает актриса театра Елена Золотова: «Какой–нибудь дом, весь развалившийся, или баня, иногда на улице прямо играли. Зрители на спектакль приходили прямо с боя... Они отвоевали, им бы спать — а они приходят! И смотрят на нас, будто мы боги какие–то... Было, что и в три часа ночи играли».

Дальнейшие «ремарки» последовательно фиксируют жизнь творческого коллектива вплоть до наших дней, отвечают на интересные вопросы об истории сегодняшнего здания и названия театра и полны любопытных подробностей.

Сама Елена Климова считает свой труд «коллективным»: «Автору посчастливилось просто собрать картину, части которой хранились у разных людей», — скромно пишет она на первых страницах и благодарит всех, кто помогал ей в этом деле. Если посчитать фамилии — наберется несколько десятков человек... Главными консультантами названы народная артистка России Халида Иванова и заслуженный деятель искусств Изяслав Борисов, с именем которого связаны громкие художественные победы театра 80 — 90–х годов.


В статье упомянуты: