Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Театр «Старый дом» объявил о сдаче самого известного долгостроя в мире
29 марта 2023Марина Вержбицкая Новая Сибирь
Новосибирский «Старый дом» продолжает реализовывать самые амбициозные проекты — на этот раз в истории человечества. 18 марта в театре пройдет премьера спектакля «Вавилон» в постановке Елизаветы Бондарь. В тандеме с драматургом Екатериной Августеняк известный московский режиссер обещает превратить сцену в зеркало, спровоцировать зрителей на диалог со своим отражением и даже воззвать к древним шумерским богам, которые на время показа станут нашими современниками.
В начале был миф. Или легенда. Или библейское предание. Но совершенно точно речь в нем шла о «городе и башне», которую потомки Ноя, расселившиеся по всей земле, хотели возвести высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Вавилонская башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, однако что-то пошло не так. То ли «сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел», то ли богу не понравилась идея разделить небо с простыми смертными, но господь сошел и расторг все языки, а башню поверг на землю. История, по всей видимости, оказалась столь возмутительной, что до сих пор не забыта и регулярно терпит множество интерпретаций во всех рукотворных жанрах искусства. Вот и новосибирский «Старый дом» решил укрепить дух павшего сооружения своими сценическими материалами и исследовать человеческую природу через оптику вавилонского столпотворения.
В центре строительной площадки окажется искусственный интеллект из проекта «Вавилон», который дерзновенно пытаются запустить герои спектакля. Конечно, внешне они предельно далеко ушли от своих предшественников с южной оконечности древней Месопотамии, перебрались в офисы и сменили сандалии и бахрому на динамичный кэжуал и чего похлеще, но, если капнуть, остались все тем же чудаковатым народцем, который умеет гениально мыслить, широко мечтать и трещит по швам от собственной успешности и амбиций. Так что снять напряжение, возникшее между древними вавилонскими богами и современными земными тварями, которые вновь покусились на Тайное Знание, никак не получится.
«История первого мегаполиса для творческой команды спектакля – один из предлогов для антропологического путешествия в психологические глубины человеческого социума, где со времён вавилонских богов ничего, по большому счёту, не изменилось, — рассказывают создатели спектакля. — Люди потребляют услуги, тщеславно считают себя центром вселенной и живут в информационном пузыре собственных представлений о мире, оставаясь к нему глухим. И неважно, как тебя зовут – богиней Инанной или условной Машей, – от перемены слагаемых ничего в мире не меняется: мы по-прежнему бродим в зеркальных лабиринтах, принимая свои отражения за других людей».
Зная «Старый дом», нетрудно догадаться, что для погружения в глубины вавилонского зиккурата команда нового спектакля не могла быть хоть сколько заинтересована в дословном цитировании мифа. На основе засиженных интерпретациям сюжетных руин драматург Екатерина Августеняк создавала собственное произведение и обжигала кирпич за кирпичом под палящим солнцем репетиций.
«Это в прямом смысле “живой текст”: отдельные сюжетные ходы выписывались во время репетиций – с учётом состояния коллективного психологического поля, которое на них возникало, — рассказывает активно использующий в своем творчестве методы экспериментальной драматургии автор. — Мы корректировали текст, а финал до определённого репетиционного момента был открытым».
Повезет ли строителям вавилонской башни несколько тысячелетий спустя после попытки номер раз, зрители узнают 18 и 19 марта. Режиссер обещает никаких туманов вокруг сдачи объекта в эксплуатацию не напускать, хотя актерской команде, сжившейся в процессе рождения «Вавилона» со своими героями, очень бы хотелось изменить ход событий и, может быть, даже повернуть вспять русло жизни всего человечества. «Работа с командой “Старого дома” идёт очень гладко, но мне кажется, что сейчас начнутся проблемы, — шутит Елизавета Бондарь, закружившая два сезона назад новосибирский театр до «Золотой Маски» в ритме «Танцующей темноте». — Мы дойдём до финала, и какая-то часть труппы обязательно спросит: “Лиза, ну когда будет счастливый и прекрасный финал?”. А я им отвечу: “Какой ещё счастливый финал? Этим людям уже ничем не помочь”».
Фото Полина Давыденко
В статье упомянуты:
спектакли: