Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Театральный эскиз по роману «Зулейха открывает глаза» поставят в Новосибирске

03 февраля 2017
портал ТАЙГА.ИНФО
Знаменитый роман Гузели Яхиной о раскулачивании и ссылке в Сибирь «Зулейха открывает глаза», истории людей, переживших ГУЛАГ и фантастическим рассказам Анны Старобинец поставят на сцене новосибирского «Старого дома» в рамках марафона «Актуальный театр». Режиссерами эскизов спектаклей выступят Дмитрий Акриш, Талгат Баталов и Юлия Ауг.
Театральный марафон «Актуальный театр» 18 марта соберет в «Старом доме» режиссеров, никогда прежде не работавших в Новосибирске.
 
«Суть проекта в следующем: „Старый дом“ пригласил трех известных российских режиссеров провести своеобразный театральный фестиваль: за одну неделю дневных и ночных репетиций режиссеры и актеры создают три эскизных спектакля по современной литературе, — сообщается на сайте театра. — Спектакли будут показаны на сцене театра в один день. После каждого спектакля состоится открытое обсуждение с актерами и профессиональными театральными критиками, в котором (по желанию) могут принять участие и зрители. Самый интересный спектакль из трех, вероятно, будет доработан и останется в репертуаре театра».
 
Первым покажут эскиз по тексту Анны Артемьевой и Елены Рачевой. «58-ая. Неизъятое» в постановке Дмитрия Акриша. «Неизъятое» — истории людей, которые пережили ГУЛАГ. Когда авторы — журналисты «Новой газеты» —собирали эти рассказы, всем героям было от восьмидесяти до ста лет.
 
«Одни из них сидели там по политической 58-й статье („Антисоветская агитация“). Другие там работали — охраняли, лечили, конвоировали, — пишут авторы. — Среди наших героев есть пианистка, которую посадили в день начала войны за „исполнение фашистского гимна“ (это был Бах), и художник, осужденный за „попытку прорыть тоннель из Ленинграда под мавзолей Ленина“. Есть профессора МГУ, выедающие перловую крупу из чужого дерьма, и инструктор служебного пса по кличке Сынок, который учил его ловить людей и подавать лапу. Есть девушки, накручивающие волосы на папильотки, чтобы ночью вылезти через колючую проволоку на свидание, и лагерная медсестра, уволенная за любовь к зэку».
 
Вторым будет эскиз узбекского и российского режиссера Талгата Баталова по культовому роману современной российской писательницы Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», рассказывающем о ссылке татарской крестьянки в Сибирь в 1930 году. Постановщик с 2009 года регулярно сотрудничает с московским Театром.doc. В Москве получил известность моноспектаклем «Узбек» (Театр им. Йозефа Бойса) — «стендапом, в котором автор рассказывает, как получал российское гражданство». Был участником театральных лабораториях в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ташкенте, Красноярске, Новокузнецке. Живет и работает в Москве.
 
Роман Яхиной, по мнению писательницы Людмилы Улицкой, «обладает главным качеством настоящей литературы — попадает прямо в сердце»: «Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы».
 
Третьим представленным эскизом станет «Паразит»/«Злачные пажити» по фантастическим рассказам Анны Старобинец из сборника «Икарова железа». Спектакль представит режиссер и актриса Юлия Ауг, известная широкому зрителю по ролям в фильмах «Небесные жены луговых мари», «Интимные места», «Ученик», сериалу «Екатерина». В марте 2015 года она стала лауреатом (приз «Хрустальная маска») фестиваля Красноярского края «Театральная весна — 2015» в номинации «Лучшая работа режиссера в драматическом театре и театре кукол» за спектакль «Горькие слезы Петры фон Кант» Красноярского театра юного зрителя.
 
Анну Старобинец называют «русским Стивеном Кингом» и «отечественным Оруэллом». Она занимает редкую для российской литературы нишу лирического хоррора и фантастической футурологии. Для эскиза Ауг взяла рассказы «Злачные пажити» и «Паразит» из сборника захватывающих историй про меняющуюся реальность. В этой реальности пробудившийся ген грозит вылепить из человеческой куколки то ли ангела, то ли демона, и еще неизвестно, что случится с человеческим сознанием, когда станет возможна его оцифровка в другое существо.
 
Руководители проекта — театроведы и критики Павел Руднев и Оксана Ефременко.

В статье упомянуты:


спектакли: