Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Театральный роман в виде ремарок
17 января 2011Юлия Щеткова Новая Сибирь, 20.02.2009
Презентацией книги-альбома «Ремарки на полях истории» новосибирский драматический театр «Старый дом» продолжил серию юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию со дня основания. Автором первого в истории «Старого дома» издания, в котором прослеживается непростой творческий путь театра с момента создания и до наших дней, выступил новосибирский журналист, театральный критик Елена Климова. В книгу вошли уникальные материалы — архивные документы, письма, воспоминания и семейные фотографии, никогда прежде не издававшиеся и в едином поле не существовавшие.
На создание первой простародомовской книги ушло не менее семи лет. Срок по нынешним издательским меркам очень большой, некоторые авторы умудряются выпускать по паре-тройке увесистых томов в год. Книгу, рассказывающую в судьбах и лицах жизнь самого гастролирующего коллектива Сибири, журналисту Елене Климовой заказал в свое время новый главреж театра Владимир Оренов. Однако пока автор собирал материал, заказчик оставил должность, а вместе с ней и город. Работа госпожи Климовой оказалась невостребованной. Нынешнее руководство театра ошибку предшественников решило исправить. Причем продиктовано это решение было не столько выполнением юбилейного плана, сколько идейными соображениями: уникальная история одного из старейших новосибирских театров до сих пор не была зафиксирована. В отличие от «Красного факела», НГАТОиБ и «Глобуса», чей творческий путь тщательно исследовался новосибирскими историками и театроведами, «Старый дом» мог похвастаться статьей Лоллия Баландия, исторической справкой, выполненной энное количество лет назад сотрудниками СТД и малоинформативными юбилейными буклетами. Между тем писать действительно есть про что. «Старый дом» отнюдь не колхозно-совхозный театр, который за заслуги перед Отечеством получил статус областного драматического. «Старый дом» — едва ли не единственный доживший до наших дней передвижной театр (указом советского правительства в 1930-х гг. было создано двадцать восемь передвижных театров, из которых перейти на стационар удалось только двум).
Полноценно реализовать идею создания иллюстрированной книги-альбома «Старому дому» удалось при помощи авторского коллектива, куда, помимо Елены Климовой, вошли литчасть театра, отдел маркетинга, главный художник театра Маргарита Мисюкова, дизайнер Андрей Гирка и фотограф Ирина Гавва. Финансирование проекта было осуществлено за счет гранда губернатора НСО и средств «Старого дома». Таким образом, к своему 75-летнему юбилею театр получил полноцветное издание на двести с лишним страниц, включившее в себя уникальный иконографический материал, максимально полную биографию коллектива и впервые представленные в печати архивные материалы.
Что касается содержания, то в этом вопросе издатели «Ремарок…» были достаточно консервативны. Главы книги-альбома расположены в хронологическом порядке. «Полевые сезоны» — о первых шагах передвижного театра, вдохновленного идеями массового просвещения 1930-х гг. «Театр военных действий» — об участии фронтовых бригад театра в сложных, но героически-прекрасных событиях 1940-х. «В этом милом старом доме» — о пронзительных и человечных диалогах 1960-х на новой стационарной сцене. «Пьеса, время, коллектив» — о подступах к иным 1980-м. «Другие берега» — о сегодняшних днях и сегодняшних людях. Заканчиваются «Ремарки на полях истории» главой «До и после спектакля», рассказывающей о работниках закулисных служб — художниках, декораторах, реквизиторах и костюмерах.
Кстати для создания полноты атмосферы во время спектакля, важно иметь подходящий реквизит. Так например в спектакле Калека с острова Инишмаан просто необходим антикварный письменный стол - иначе зритель просто не поверит в происходящее.
На подступах к своим «Ремарках» Елена Климова отмечает: «Эта книга — коллективный труд. Автору посчастливилось просто собрать картину, части которой хранились у разных людей». И это многоголосие (порой кажется, что прямой речи в этой книге больше, нежели авторского текста) прослеживается от первой до последней страницы, поскольку в основе «Ремарок…» лежат семейные и государственные архивы, письма, рисунки, фотографии, документы, воспоминания, рассказы, интервью, рецензии, газетные и журнальные публикации. Разноплановый и разностилевой материал весьма оживляет повествование и направляет его в то романтическо-ностальгическое русло, которое в околотеатральном мире любят давно и безоговорочно.
«Ремарки на полях истории» — один из тех редких случаев, когда название действительно отражает содержание книги. Очевидно, Елена Климова знает о «Старом доме» в разы больше, нежели ей удалось опубликовать. Это изобилие фактов, а также настойчивое желание автора уйти от канцелярского языка и отразить сменяющую одна другую эпохи. Получились и впрямь скачущие по вехам и весям ремарки, фокусирующиеся сплошь на деталях. Из обычной подписи на фото рождается целый рассказ, из сказанного в проброс слова — любопытный эпизод, из случайного движения — событие. Этих «вкусностей» у Климовой столько, что увлеченное описание одних моментов не оставляет места для рассмотрения других, не менее интересных и не менее важных вопросов. Отсюда идут, к примеру, брошенные на полдороге персонажи и неравномерность глав — годы становления описываются плотно и подробно, а последние десятилетия — с буклетной лаконичностью, программным содержанием, и, к сожалению, без прежнего жадного любопытства. Понять автора можно: неизвестная история привлекает больше легко считываемой современности.