Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Театральные деятели не стали прятаться за маски

04 мая 2022
Елизавета Авдошина, Марина Гайкович, Независимая газета

Фестиваль «Золотая маска» в сезоне 2021/2022 собрал 67 театров из 17 городов России. На церемонии награждения, которая проходила в Музыкальным театре Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) с онлайн-включениями победителей, театральные деятели говорили о гуманистической роли театра в сегодняшнее непростое время и желали друг другу добра и мира. Не все лауреаты посвящали свои минуты отведенного времени словам эпохальным, кто-то привычно благодарил коллег и жюри, но были и те, кто подбирал ассоциации и метафоры, напоминающие о том, что время безвозвратно стало другим, а художник сегодня не может оставаться в стороне.

 

В номинации «Оперетта/Мюзикл» сложилось противостояние двух спектаклей – бродвейских «Шахмат» и пермской «Антигоны» (Пермский Театр-Театр) – оригинального спектакля с текстами драматурга Жени Беркович, невероятно созвучного сегодняшнему дню. Первый мюзикл победил в номинациях «Лучшая женская роль» (Анастасия Стоцкая), «Роль второго плана» (Александр Бобров) и «Лучший дирижер» (Евгений Загот). Второй взял главную номинацию («Лучший спектакль»), режиссерскую «Маску» (Роман Феодори) и премию за лучшую музыку (композитор Ольга Шайдуллина). В номинации «Лучшая мужская роль» лауреатом стал солист Свердловской музкомедии Евгений Елпашев – за уморительную партию в спектакле «Одолжите тенора».

 

Две важные «Золотые маски» в номинации «Балет/Современный танец» отправились в Воронеж. И и это сенсация сезона: танцевальный Воронеж появился на театральной карте не так давно, был в номинациях прошлого сезона (один из спектаклей отмечали за световую партитуру) и вот уже собирает главные призы: лучшим хореографом стал Павел Глухов, постановщик спектакля «Плот медузы» (Камерный театр), а лучшим спектаклем – постановка Анны Щеклеиной «Новая земля» (Платоновский фестиваль искусств).

 

Вторую «Маску» в карьере получила прима-балерина МАМТа Оксана Кардаш (первая – и долгожданная – ей досталась в прошлом году) за партию в спектакле «Autodance», самой громкой постановке прошлого сезона. Солист Большого Вячеслав Лантратов победил с ролью Тригорина в балете «Чайка», а сама постановка стала лучшей в своей номинации. Дирижер Павел Клиничев, кажется, стал рекордсменом по количеству присужденных ему «Золотых масок»: в этом году он получил премию за свою работу в балете Пуни «Конек-Горбунок» («Урал Опера Балет»).

 

Оперная номинация преподнесла сюрприз: «Маска» лучшему режиссеру не была присуждена, хотя было номинировано десять человек, то есть выбор у жюри был. Стоит ли искать в решении жюри политический аспект, непонятно, но если уж не нашлось достойных «Маски» постановок отечественных режиссеров, то можно было бы отметить безупречную работу Клауса Гута в опере «Саломея» (Большой театр). Не было ли установки не награждать артистов из недружественных стран? Хочется верить, что нет. «Саломея» тем не менее стала лучшим спектаклем сезона. Еще одна «Маска» – солистке Большого Екатерине Воронцовой за заглавную роль в опере Генделя «Ариодант». А вот приз за лучшую мужскую роль отправился в Красноярск, его получил Михаил Пирогов за роль Соловея Будимировича в опере Бородина «Богатыри». Дирижерской «Маской» отмечен Филипп Чижевский – его тонкая работа действительно была лучшей составляющей скандального спектакля Константина Богомолова «Кармен». Спецпризы музыкального жюри выглядят утешительными – «Свадьба Фигаро» Нижегородского театра оперы и балета была награждена «За творческую смелость и командный дух», а Большой драматический театр Тюмени, который выступил в конкурсе с мюзиклом, – «За ансамбль и освоение новых жанров».

 

Утешительным призом стала и награда в конкурсе «Эксперимент» – ее получила команда фестиваля «Точка доступа» («Симулятор школы»), который вырос в большую серьезную институцию нового искусства в России, однако после начала спецоперации, как и многие, объявил о закрытии. Жюри, таким образом, морально поддержало проект. За общественную значимость и художественную ценность жюри драматического театра и театра кукол отдало первый спецприз Театру Наций «за создание спектакля «Горбачев», который уже нелегитимно было оставлять в соревновании из-за эмиграции Чулпан Хаматовой. Евгений Миронов, принимая награду за их дуэт, посвятил «Маску» Раисе и Михаилу Горбачевым. Второй спецприз также подчеркнул моральный выбор жюри. Награжден проект Анатолия Праудина «Одиссея», куда входят документальные постановки о боевых действия в горячих точках.

 

Лидером конкурса ожидаемо стал московский «Дон Жуан». Генеральная репетиция» Мастерской Петра Фоменко. «Маску» за него получил Евгений Цыганов. В ответном слове он напомнил о Таганке, которая работала в условиях цензуры, сказал о важности не только ремесла, но и гражданской позиции. Вторую награду спектакля жюри присудило Дмитрию Крымову, тот, естественно, на церемонии не появился (сейчас режиссер в Америке), но попросил передать свою «Маску» главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову – чтобы смог закрыться, если тому еще раз выплеснут что-то в лицо. Словом, Крымов опять выступил хулигански.

 

С женскими ролями жюри разобралось со снайперской точностью, сделав безусловный выбор – лауреатами стали Анна Блинова (главная роль – «Нана» Александринского театра) и Марина Бабошина (роль второго плана – Долли в «Анне Карениной» Красноярского ТЮЗа). Последняя произнесла в эфире душераздирающую речь, посвященную переживаниям сегодняшнего дня, и призвала театральное сообщество «не отворачиваться от зла». Награду за мужскую роль второго плана отдали спектаклю РАМТа «Сын» (Александр Девятьяров). Решение выглядит компромиссным, кажется, жюри стремилось отметить всю постановку Юрия Бутусова с Евгением Редько в главной роли, а возможно, и поддержать молодого артиста.

 

Частный проект Жени Беркович «Дочери СОСО» получил две «Маски». Их забрали драматург Светлана Петрийчук, по чьей пьесе поставлен «Финист Ясный Сокол» о женщинах, завербованных радикальными исламистами, и художник по костюмам Ксения Сорокина.

 

«В куклах» награду вручала член жюри режиссер Анна Иванова-Брашинская, которая упомянула, что кукольники – те люди, кто понимает разницу между словами «анимация» и «манипуляция». Выиграл «Ходжа Насреддин» – первый кукольный спектакль Театра Наций. «Лучшей работой режиссера» признали «Сказку о золотом петушке» Максима Исаева (напомним, театр лишился одного из фестивальных показов по цензурным причинам). Политическим жестом выглядело награждение за работу художников спектакля «Священный талисман» о жертвах Холокоста (Еврейский музей и Театр Предмета). Петербургский театр «Тантамарески» отмечен за работу актера («Маяк Уолерана» – Алексей Полищук).

 

В Новосибирск отправится «Маска» художнику по свету (театр «Старый дом» – «Танцующая в темноте»). В Ярославль – сценографам «Циолковского» (дуэту Александра Мохова и Марии Лукке). А в Северную столицу уедут и венчающие конкурс награды. БДТ награжден за театральный блокбастер «Три толстяка» Андрея Могучего, а Александринка – за «Товарища Кислякова» дебютанта Андрея Калинина, попавшего скорее в нерв времени, чем в театральный прорыв.


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: