Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

21 Декабря, суббота

Цветы для Элджернона

подробнее>

Театральные деятели не стали прятаться за маски

04 мая 2022
Елизавета Авдошина, Марина Гайкович, Независимая газета

Фестиваль «Золотая маска» в сезоне 2021/2022 собрал 67 театров из 17 городов России. На церемонии награждения, которая проходила в Музыкальным театре Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) с онлайн-включениями победителей, театральные деятели говорили о гуманистической роли театра в сегодняшнее непростое время и желали друг другу добра и мира. Не все лауреаты посвящали свои минуты отведенного времени словам эпохальным, кто-то привычно благодарил коллег и жюри, но были и те, кто подбирал ассоциации и метафоры, напоминающие о том, что время безвозвратно стало другим, а художник сегодня не может оставаться в стороне.

 

В номинации «Оперетта/Мюзикл» сложилось противостояние двух спектаклей – бродвейских «Шахмат» и пермской «Антигоны» (Пермский Театр-Театр) – оригинального спектакля с текстами драматурга Жени Беркович, невероятно созвучного сегодняшнему дню. Первый мюзикл победил в номинациях «Лучшая женская роль» (Анастасия Стоцкая), «Роль второго плана» (Александр Бобров) и «Лучший дирижер» (Евгений Загот). Второй взял главную номинацию («Лучший спектакль»), режиссерскую «Маску» (Роман Феодори) и премию за лучшую музыку (композитор Ольга Шайдуллина). В номинации «Лучшая мужская роль» лауреатом стал солист Свердловской музкомедии Евгений Елпашев – за уморительную партию в спектакле «Одолжите тенора».

 

Две важные «Золотые маски» в номинации «Балет/Современный танец» отправились в Воронеж. И и это сенсация сезона: танцевальный Воронеж появился на театральной карте не так давно, был в номинациях прошлого сезона (один из спектаклей отмечали за световую партитуру) и вот уже собирает главные призы: лучшим хореографом стал Павел Глухов, постановщик спектакля «Плот медузы» (Камерный театр), а лучшим спектаклем – постановка Анны Щеклеиной «Новая земля» (Платоновский фестиваль искусств).

 

Вторую «Маску» в карьере получила прима-балерина МАМТа Оксана Кардаш (первая – и долгожданная – ей досталась в прошлом году) за партию в спектакле «Autodance», самой громкой постановке прошлого сезона. Солист Большого Вячеслав Лантратов победил с ролью Тригорина в балете «Чайка», а сама постановка стала лучшей в своей номинации. Дирижер Павел Клиничев, кажется, стал рекордсменом по количеству присужденных ему «Золотых масок»: в этом году он получил премию за свою работу в балете Пуни «Конек-Горбунок» («Урал Опера Балет»).

 

Оперная номинация преподнесла сюрприз: «Маска» лучшему режиссеру не была присуждена, хотя было номинировано десять человек, то есть выбор у жюри был. Стоит ли искать в решении жюри политический аспект, непонятно, но если уж не нашлось достойных «Маски» постановок отечественных режиссеров, то можно было бы отметить безупречную работу Клауса Гута в опере «Саломея» (Большой театр). Не было ли установки не награждать артистов из недружественных стран? Хочется верить, что нет. «Саломея» тем не менее стала лучшим спектаклем сезона. Еще одна «Маска» – солистке Большого Екатерине Воронцовой за заглавную роль в опере Генделя «Ариодант». А вот приз за лучшую мужскую роль отправился в Красноярск, его получил Михаил Пирогов за роль Соловея Будимировича в опере Бородина «Богатыри». Дирижерской «Маской» отмечен Филипп Чижевский – его тонкая работа действительно была лучшей составляющей скандального спектакля Константина Богомолова «Кармен». Спецпризы музыкального жюри выглядят утешительными – «Свадьба Фигаро» Нижегородского театра оперы и балета была награждена «За творческую смелость и командный дух», а Большой драматический театр Тюмени, который выступил в конкурсе с мюзиклом, – «За ансамбль и освоение новых жанров».

 

Утешительным призом стала и награда в конкурсе «Эксперимент» – ее получила команда фестиваля «Точка доступа» («Симулятор школы»), который вырос в большую серьезную институцию нового искусства в России, однако после начала спецоперации, как и многие, объявил о закрытии. Жюри, таким образом, морально поддержало проект. За общественную значимость и художественную ценность жюри драматического театра и театра кукол отдало первый спецприз Театру Наций «за создание спектакля «Горбачев», который уже нелегитимно было оставлять в соревновании из-за эмиграции Чулпан Хаматовой. Евгений Миронов, принимая награду за их дуэт, посвятил «Маску» Раисе и Михаилу Горбачевым. Второй спецприз также подчеркнул моральный выбор жюри. Награжден проект Анатолия Праудина «Одиссея», куда входят документальные постановки о боевых действия в горячих точках.

 

Лидером конкурса ожидаемо стал московский «Дон Жуан». Генеральная репетиция» Мастерской Петра Фоменко. «Маску» за него получил Евгений Цыганов. В ответном слове он напомнил о Таганке, которая работала в условиях цензуры, сказал о важности не только ремесла, но и гражданской позиции. Вторую награду спектакля жюри присудило Дмитрию Крымову, тот, естественно, на церемонии не появился (сейчас режиссер в Америке), но попросил передать свою «Маску» главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову – чтобы смог закрыться, если тому еще раз выплеснут что-то в лицо. Словом, Крымов опять выступил хулигански.

 

С женскими ролями жюри разобралось со снайперской точностью, сделав безусловный выбор – лауреатами стали Анна Блинова (главная роль – «Нана» Александринского театра) и Марина Бабошина (роль второго плана – Долли в «Анне Карениной» Красноярского ТЮЗа). Последняя произнесла в эфире душераздирающую речь, посвященную переживаниям сегодняшнего дня, и призвала театральное сообщество «не отворачиваться от зла». Награду за мужскую роль второго плана отдали спектаклю РАМТа «Сын» (Александр Девятьяров). Решение выглядит компромиссным, кажется, жюри стремилось отметить всю постановку Юрия Бутусова с Евгением Редько в главной роли, а возможно, и поддержать молодого артиста.

 

Частный проект Жени Беркович «Дочери СОСО» получил две «Маски». Их забрали драматург Светлана Петрийчук, по чьей пьесе поставлен «Финист Ясный Сокол» о женщинах, завербованных радикальными исламистами, и художник по костюмам Ксения Сорокина.

 

«В куклах» награду вручала член жюри режиссер Анна Иванова-Брашинская, которая упомянула, что кукольники – те люди, кто понимает разницу между словами «анимация» и «манипуляция». Выиграл «Ходжа Насреддин» – первый кукольный спектакль Театра Наций. «Лучшей работой режиссера» признали «Сказку о золотом петушке» Максима Исаева (напомним, театр лишился одного из фестивальных показов по цензурным причинам). Политическим жестом выглядело награждение за работу художников спектакля «Священный талисман» о жертвах Холокоста (Еврейский музей и Театр Предмета). Петербургский театр «Тантамарески» отмечен за работу актера («Маяк Уолерана» – Алексей Полищук).

 

В Новосибирск отправится «Маска» художнику по свету (театр «Старый дом» – «Танцующая в темноте»). В Ярославль – сценографам «Циолковского» (дуэту Александра Мохова и Марии Лукке). А в Северную столицу уедут и венчающие конкурс награды. БДТ награжден за театральный блокбастер «Три толстяка» Андрея Могучего, а Александринка – за «Товарища Кислякова» дебютанта Андрея Калинина, попавшего скорее в нерв времени, чем в театральный прорыв.


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: