Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Три Новосибирских театра внезапно объединились, чтобы сделать фестиваль

13 ноября 2020
Юлия Щеткова Новая Сибирь

Фестиваль театральных премьер «Внезапно» пройдет в Новосибирске с 17 – 28 ноября. В программу фестиваля, который под стать названию довольно неожиданно появился на карте города, войдут спектакли трех новосибирских театров — «Красного факела», «Старого дома» и «Первого театра». В фокусе внимания окажется шесть осенних премьер, поставленных по классическим и современным текстам, каждая из которых станет частью увлекательного разговора не столько о границах интерпретации хрестоматийных произведений, сколько о сложных взаимосвязях между сценическим и литературным языком сегодня.

 

Коллаж Фестиваля ВНЕЗАПНО

 

«Не так давно мне случилось побывать на одной местной встрече-дискуссии, где прекрасные молодые люди говорили о том, что в Новосибирске ничего не происходит. Внезапно, — поясняет возникновение замысла директор «Первого театра», куратор Фестиваля театральных премьер Юлия Чурилова. — Конечно, ответить международным фестивалем и прочим масштабом сегодня не получится. И вот, внезапно, мы подумали, что как-то несправедливо не обращать внимание на новосибирский театр сегодня — крутые и современные премьеры последнего времени наших театров. Так появился фестиваль «Внезапно» — как фокус на уникальное театральное «здесь и сейчас» Новосибирска, ярко звучащее и в глобальном контексте. Еще мне кажется важным поговорить о тексте на театральной сцене сегодня, в программе фестиваля мы делаем такой прыжок из века XIX сразу в век XXI. Не устали ли мы от логоцентричности? Сколько можно пережевывать мысль о праве на сценическую интерпретацию «классики» в наше время постправды, новой этики и прочих пост пост? Обо всем этом «Внезапно» — самый демократичный фестиваль этой осени со спектаклями театров «Старый дом», «Красный факел» и «Первый театр» и дискуссиями о современной прозе, тексте и контексте».

 

Коллаж афиши ВНЕЗАПНО

 

Фестиваль театральных премьер действительно возник спонтанно, как будто вырос из желания привлечь внимание к «живому» театру в эту сложную и апатичную коронавирусную эпоху. Однако логика сопряжения трех театров-участников очевидна. Как год назад, посмотрев на репертуар местных театров, можно было много и подробно размышлять о петербургской режиссерской школе на новосибирской сцене (что и произошло, опять же в фестивальном формате), так этой осенью вполне уместно говорить о противостоянии текстов XIX  века и XXI столетия. Разумеется, впрямую никакого столкновения не происходит. Пушкин с Гоголем не встают из гроба, дабы попортить вывеску нынешним авторам, да и Островский с Пушкиным не тычут костлявой рукой в носы современным драматургам. Однако есть зрители, которые идут на хорошо знакомые и проверенные временем названия, и есть театральные менеджеры, которые с непоколебимой настойчивостью предлагают приглашенным режиссерам классические тексты. Хрестоматийные сюжеты ложатся на «свежее» режиссерское мышление — и вуаля — переписываются, подвергаются значительной трансформации, переносятся во времени и пространстве, помещаются в новый контекст, тем самым максимально приближаясь к новой драматургии и литературе, от которой театры регулярно бегут, задрав репертуары. Впрочем, иногда происходит иначе: театры отчаянно, как на амбразуру, бросаются на современные тексты, наивно требуя всеобщего приятия; будто сговорясь, выбирают одни названия и точно так же сообща игнорируют другие. Картина всякий раз получается маслом, ибо пути новорожденного текста неисповедимы, а реакции зрителей на них неконтролируемы. Тем любопытнее, между прочим, пристально проследить за тем, как представители двух лагерей уживаются в одной афише? Поразмышлять о том, кто на самом деле здесь бедный родственник? Стоит ли добровольная перелицовка или насильное вживление свеч? И требуют ли на самом деле перемен зрительские и режиссерские сердца?

 

«За время изоляции в новосибирских театрах накопилось много премьер и в сентябре- октябре, после выхода на работу, у нас случился настоящий премьерный бум, — рассказывает театральный критик, продюсер, куратор Фестиваля театральных премьер «Внезапно» Оксана Ефременко. — Спектакли Егорова, Прикотенко, Кардымон, Суркова, Липовецкого в ноябрьском репертуаре сами собой сложились в импровизационный и внезапный фестиваль, а мы решили поддержать эту линию. Как это часто бывает в программировании фестивалей, тема не назначается сверху, а органическим образом возникает из афиши. И в этом году наши новые спектакли, как нам показалось, интересно провоцируют размышления о тексте на сцене, о том, в какое время он написан и как отражает наши дни, о режиссерских стратегиях работы с литературой и зрительским участием в собирании новых смыслов на фоне тексов XIX и XXI века, о влиянии массовой культуры на драматургию. А еще нам очень захотелось составить список современных произведений, которые могли бы появиться в театре, но пока ждут своего часа. Так много новых резонансных имен и названий, что в пору спросить – когда же мы увидим их на сцене?».

 

Помимо спектаклей в афише фестиваля «Внезапно» запланирована публичная дискусия «ТЕКСТ В ТЕАТРЕ: XIX vs XXI», стать участником которой можно будет как в реале, так и дистанционно, и онлайн-лекция, посвященная современной литературе в контексте современного же театра. «Нас всех интересует бытование современного текста на сцене, — утверждает Оксана Ефременко. — В своей лекции журналист Егор Михайлов расскажет, что из текстов XXI века могло бы стать сценическим произведением, что могли бы режиссеры, актеры, и художники увидеть в качестве материала для постановки. Может быть, он будет говорить о тех названиях, которые уже есть в репертуаре, но, я подозреваю, что он будет говорить о тех названиях, которых пока еще нет на российской сцене. И это очень интересный и познавательный момент. Поэтому мы потом обязательно продолжим эту тему и предложим зрителям в соцсетях поразмышлять: а что еще можно поставить? Что бы они хотели увидеть в ближайшее время на сцене?».

 

Программа фестиваля:

17,18 и 19 ноября в 18.30 спектакль «Петерс» / Театр «Старый дом»

 

Петерс в постановке Андрея Прикотенко

 

После масштабных «Идиота» по Достоевскому и «Социопата» по Шекспиру главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко выбирает для постановки камерный рассказ «Петерс» Татьяны Толстой. В нем он трансформирует свой театральный язык, метод и способ высказывания. Известные актеры театра раскрываются не только в драматическом плане, но и в совершенно новом амплуа, а инструментами их превращений служат пространство, время и собственные индивидуальности. Герои проводят зрителей спектакля через ХХ столетие, чтобы оказаться в нашем времени и по-настоящему всмотреться в почти вековую жизнь Петерса, обаятельного неудачника и тайного выдумщика альтернативных миров.

 

21 ноября в 15.00 лекция редактора «Афиша Daily», журналиста, члена жюри премии «НОС» Егора Михайлова «Путешествие из Собакистана в Овчарово: книги, которые очень хотелось бы увидеть на сцене?» / Онлайн

 

Фестиваль ВНЕЗАПНО

 

Современная литература — один из самых богатых источников вдохновения для современного театра: история «Гоголь-центра» началась с инсценировки Прилепина, каждый год кто-то ставит Сорокина, «Чапаев и Пустота» появляется то на одной сцене, то на другой. Егор Михайлов ищет в книгах последнего десятилетия тексты, которые могли бы войти в репертуары российских театров и продолжить диалог между книгой и сценой.

 

22 ноября 17.00 «ИДИОТ» / Театр «Старый дом»

 

Спектакль "ИДИОТ" Андрея Прикотенко

 

Режиссёр и автор инсценировки Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на его события. С одной оговоркой — в версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс. Настасья Филипповна, Ганя, Аглая, Рогожин, Елизавета Прокофьевна, Терентьев, Иволгин и даже Птицын стали материалом расследования. Они превратились в своего рода детективные сюжеты, которые увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам? Театр «Старый дом» предлагает приблизится к разгадке вместе.

 

22 ноября в 18.00 «Иранская конференция» / «Театр наций» / Зал 3 Центра культуры и отдыха «Победа» («Золотая маска» в кино)

 

Иранская конференция (Театр Наций)

 

Премьера новой пьесы Ивана Вырыпаева, одного из главных драматургов, пишущих сегодня на русском языке. Представители датской и мировой интеллектуальной элиты, лучшие умы современности собираются на конференцию в Копенгагене, чтобы обсудить наболевшую «иранскую проблему» — нарушение прав и свобод, ежедневные казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке. На сцену по очереди выходят востоковед, теолог, политолог, военный журналист, супруга премьер-министра (в прошлом — известная телеведущая), писатель, священник, знаменитый дирижёр и иранская поэтесса — лауреат Нобелевской премии по литературе. Постепенно вопросы о том, кто виноват в происходящем в мире, сменяются размышлениями о человеке и смысле жизни. А рассуждения о трагедии, развернувшейся в ближневосточном регионе, переходят к разговорам о личном и самом сокровенном.

 

23 ноября в 19.00 «Мультики» / «Первый театр» / Лофт-парк «Подземка»

 

Мультики Первого театра

 

Алкоголь, жестокость, насилие, уличная культура, неромантический секс – в спектакле режиссера Георгия Суркова актеры «Первого театра» примеряют на себя роли гопников. Но гопников не сегодняшних, а эпохи последних лет Перестройки. Конец 80-х, на окраине большого города орудует хулиганская компания, к которой примыкает главный герой. Кажется, история избитая и знакомая по кино и сериалам, но спектакль «Мультики», поставленный̆ по одноименному роману Михаила Елизарова, вовсе не об очередном «потерянном поколении», «бригаде» или «генералах песчаных карьеров». Обыденный сюжет трансформируется здесь в сюрреалистический кошмар, мистификация подменяет реальность, а пространство и время мутируют.

 

24 ноября в 19.00 «» / «Первый театр» / Лофт-парк «Подземка»

 

Первый театр "Грибы"

 

Пьеса «Pilze / По грибы» Натальи Зайцевой вошла в шорт-лист и впервые была представлена на фестивале молодой драматургии «Любимовка-2019». По сюжету, три грибника переступили грань между мирами и узнали истинные законы мироздания. Откуда все началось и где все закончится. Каково место человечества в этом мире и что останется после нас? В спектакле Полины Кардымон, меняющем сознание, апокалипсис произошел, человечества больше нет. Все случилось без 4-х всадников и атомной заварушки, и даже не из-за проблем с экологией. Реальные мейкеры конца света – грибы. Человечество – не более чем неудачный проект. Это – вполне подлинная история конца человечества.

 

25 ноября в 18.30 «ДЕЛО» / Театр «Красный факел» / Большая сцена

 

Красный факел, показ спектакля "Дело"

 

Из-за мошенничества светского шулера Михаила Кречинского под угрозой оказываются честь и свобода его бывшей невесты Лидочки Муромской — ее обвиняют не только в неподобающей связи, но и в преступном сговоре с целью ограбления собственного отца. Дело тянется более пяти лет. Для благоприятного исхода остается, кажется, одно — дать крупную взятку «правителю дела», статскому советнику Варравину. Однако Муромский и не предполагает, что его согласие на этот шаг повлечет за собой хождение через новые круги ада. Спектакль Дмитрия Егорова по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина являет беспощадную сатиру, не знающую временных границ. Что есть сатира? Трагическое, доведенное до смешного. «Великое качество русского человека — уметь смеяться даже в самых отчаянных ситуациях, когда кажется, смеяться уже не над чем», — утверждает режиссер.

 

26 ноября в 19.00 «ПЕРЕМИРИЕ» / Театр «Красный факел» / Малая сцена

 

Перемирие, Красный факел

 

Вооруженный конфликт на востоке Украины. Четыре солдата во время перемирия сторон получают приказ от командования восстановить на нейтральной территории разрушенный дом, в котором живет беременная женщина – единственная, оставшаяся жить в деревне, подвергающейся артобстрелам. Противоборствующим героям предстоит провести бок о бок семь дней и попытаться понять правду другой стороны. «Спектакль будет некоей притчей о равновесии. Об удивительно хрупком мире, который так легко разрушить и так сложно построить», — подчеркивает режиссер Олег Липовецкий, впервые в мире интерпретировавший пьесу донецкого драматурга Алексея Куралеха.

 

28 ноября в 15.00 public talk «ТЕКСТ В ТЕАТРЕ: XIX vs XXI»/ Онлайн / Новое фойе Центра культуры и отдыха «Победа»

 

Фестиваль новосибирских театров "ВНЕЗАПНО"

 

В дискуссии примут участие театральные режиссеры, критики, литературоведы, культурные журналисты, блогеры и общественные деятели. Вопрос, который соединит всех героев в одном пространстве, коснется интерпретации театрального текста, классического и современного, взаимоотношениях театра и текста, а также противостоянии на сцене века нынешнего со столетием давно минувшим. В финале встречи организаторы вместе с участниками и слушателями public talk начнут составлять длинный список текстов последних двадцати лет, которые никогда не ставились в театре, но так и просятся на сцену.

 

Фото: Виктор Дмитриев и Валентин Копалов

Коллаж: Василий Вагин


В статье упомянуты: