Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
У актёра — сотни жизней
24 января 2011Татьяна Решке Вечерний Новосибирск
«В сотый раз женаты» — веселый трогательный рассказ о судьбах провинциальных актеров середины XX века. О служителях муз, романтиках сцены, для которых вся жизнь — театр, а бытие в маске — увлекательнее и реальнее, чем самая что ни на есть настоящая, всамделишная реальность.
Кто они, персонажи Муберга? Прежде всего — Арвид Альмштрем (Юрий Кораблин), главная «звезда» маленького, но очень героического театра. Причем «звезда» путеводная, ибо он не только главный актер, но (по совместительству) и главный режиссер, и господин директор... человек, который «никому тут не позволит режиссировать», в своем театре. Впрочем, «карабасом-барабасом», тираном «закулисья», тут, естественно, не пахнет: каждый артист, член бродячей труппы — бесценен, бесподобен и незаменим. У каждого — своя неповторимо-богатая актерская судьба, своя история успехов и поражений.
Одна из самых забавных и симпатичных сцен спектакля — воспоминания актерской четы о двадцати годах супружеской жизни. Рассказ, который переходит то в танец, то в маскарад. Неунывающие «мученики брака» ведут счет судьбам, пережитым на подмостках, и, слушая их откровения, понимаешь: если у кошки девять жизней, у актрисы и актера этих жизней могут быть сотни. Сколько раз Он и Она, играя своих героев, умирали друг ради друга? Совершали подвиги? Женились и разводились, встречались и расставались вновь? В общем, «вся жизнь — игра», и отделять игру от реальности — для актера все равно, что рвать по живому.
Конечно, в истории, которую рассказал Муберг, есть и своя философия. Как не быть, если от занавеса до занавеса на камине красуется череп бедного Йорика? Философия проста и даже несколько наивна: театр — дом родной для истинного актера (кстати, в стенах «Старого дома» этот древний афоризм звучал как-то особенно по-домашнему, по-доброму).
К сожалению, несколько эпизодов второго акта вызвали малоприятное ощущение дежавю. Вот — постаревший актер, некогда блиставший в роли Гамлета (слава гремела, но давным-давно ушла)... он понимает, что пора на пенсию, разражается шекспировским «быть или не быть»... и чувствует — не иссяк еще порох в пороховницах! Из искры возгорается пламя, на помощь приходит девиз «не сдаваться!..» Все эти незамысловатые откровения уже звучали в стольких книгах и фильмах, что вряд ли способны по-настоящему увлечь, удивить. Спасала положение разве что игра актеров: каждый из стародомовцев постарался вложить в свою роль «изюминку», подарить герою своеобразие, смягчить пафос иронией.
Премьера спектакля приурочена к юбилею творческой деятельности Халиды Ивановой, народной артистки России. Можно сказать, в ее исполнении Аста Альмштрем, действительно, стала главной героиней: эффектной, страстной, красивой женщиной. Выразительные краски для своих ролей нашли Вера Сергеева, Василий Байтенгер, Эльвира Главатских, Сергей Безродных. А настоящей неожиданностью стал (вроде бы второстепенный) персонаж Вячеслава Митянина Карссон — «обыкновенный» зритель, простодушно и преданно влюбленный в театр. Свято убежденный в том, что «закулисье» — волшебная сказка... хотя в настоящей, реальной жизни этот самый Карссон едва ли не счастливее своих любимых «звезд». Без него, без Карссона, главные герои просто теряются. Все, что им остается в отсутствие зрителя, — вспоминать о былых триумфах, строить наполеоновские планы, воздушные замки. Но стоит только зрителю появиться — актерская труппа преображается: «закулисье» и подмостки наполняются смыслом, целью, игрой. А финал на скамье, в облаках и мечтах берет за душу, заставляя забыть кое-какие спорные моменты.
«Я обнажаю человека и показываю его таким, как он есть на самом деле, высшей целью театрального искусства является изображение обнаженных человеческих душ», — говорит Муберг устами одного из своих героев. Таким образом, комедия «В сотый раз женаты» — еще одна попытка «приоткрыть завесу многоликого и непредсказуемого внутреннего мира актера». Попытка рассказать (со шведским акцентом) о тайнах закулисной жизни, поразмышлять о парадоксах актерской профессии.
В статье упомянуты:
спектакли: