Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

20 Апреля, суббота

Дачники

подробнее>

В диапазоне от «Пер Гюнта» до «Золотого теленка»

27 августа 2013
Юлия Щеткова Новая Сибирь

В НОВОСИБИРСКОМ драматическом театре «Старый дом» близится к завершению работа над последней премьерой сезона. Выбор названия скорее удивил: анонсируемым мечтам о шумной итальянской комедии штатный режиссер театра предпочел камерную французскую драматургию в ее лиричном дамском изводе — Франсуазу Саган собственной персоной. Концепция репертуарной коды при этом сфокусировалась вокруг актерского театра. Вместо привычного набора аттракционов, трюков, гэгов, режиссерских метафор и цирково-монтажных приемов «Старый дом» предложит публике подробную экскурсию по приправленной скандалом и богемной истомой парижской жизни. За сценой, в почти спартанских реалиях Новосибирска, труппу театра ждут не менее захватывающие приключения — 80-летие со дня основания, каникулярные репетиции и капитальный ремонт, откладывающий открытие юбилейного сезона как минимум на месяц. О причудах репертуарной гастрономии, интерактивной приваде для современного зрителя и больших радостях маленькой труппы рассказывает директор НГДТ «Старый дом» Антонида Гореявчева. 
   — Антонида Александ- ровна, до закрытия сезона осталось десять дней. Можно подводить итоги. Как вы оцениваете завершающийся сезон? 
   — Это один самых успешных сезонов театра «Старый дом», по оценке наших проектов театральным сообществом и зрителями. Наш коллектив был интенсивно включен в культурную жизнь города и страны: это и участие в фестивалях, и проведение мастерской современной драматургии и режиссуры, и выпуск новых спектаклей — а их было пять. Этот сезон мы сотрудничали с молодыми, но уже востребованными режиссерами. 
   Судите сами: Семен Александровский — автор «Ручейника» — в этом году стал победителем самых известных театральных премий и в новом сезоне выпускает премьеру во МХАТе им. Чехова. 
   ГАЛИНА Пьянова, знакомая новосибирцам по спектаклям Sib-Аlter’ы и театральному квартирнику «В поисках радости» на нашей сцене, освоила со своими постановками главный форум Европы — Эдинбургский фестиваль. Ну и, конечно, ярко дебютировал в «Старом доме» штатный режиссер Тимур Насиров. Его «Ксения Петербургская» открыла городу знаменитую историю, не оставив равнодушным никого. Кстати, и закрываем сезон мы легкой и ироничной премьерой в постановке Тимура Станиславовича — «Она вас нежно целует» по пьесе Франсуазы Саган «Сиреневое платье Валентины». 
   — Прошедший сезон по праву можно считать не только успешным, но и рискованным: из репертуара ушло несколько кассовых названий, на смену которым пришла современная российская драма, нестандартная форма построения спектаклей и непривычный взгляд на вечные темы. Как отреагировал зритель на резкую прививку нового театра? 
   — Конечно, мы понимали, что можем потерять какое-то количество зрителей, убрав из репертуара незатейливые комедии, но к концу сезона уже определенно скажу, что посещаемость не упала, а даже возросла. Для меня очень важно, что у «Старого дома» благодаря новым спектаклям увеличиваются разные сегменты публики — в зрительном зале появляется все больше молодых лиц, которые, не исключено, впервые приходят в театр. Я считаю, что в этом наша задача и заключается — не ориентироваться на стереотипы, а привлекать разнообразную аудиторию, придумывать такие проекты, которые могли бы приятно удивить и заинтриговать как заядлых театралов, так и новичков. Необходимо, чтобы связь зрительских поколений не прерывалась. Для этого мы ориентируемся на традиционные сюжеты — от драматургии Розова, Володина до истории о Ксении Петербургской, но в то же время пытаемся посмотреть на них глазами современников. 
   — Каким образом «Старый дом» находит своего зрителя: в Новосибирске широкий ассортимент культурно-развлекательных предложений, и быть ежедневно востребованным не так-то просто? 
   — Установить долгосрочный контакт с каждым зрителем и потенциальной аудиторией — одна из наших приоритетных задач. Сегодня с этим связана целая отрасль знания, которая именуется менеджментом качества услуг. В «Старом доме» обслуживанием зрителя занимается профессиональная команда, что подтвердилось в 2012 году, когда наш театр стал победителем в областном конкурсе «Модель управления качеством в учреждении культуры». В настоящее время мы стараемся активно осваивать новые технологии и способы коммуникации со зрительской аудиторией, поскольку сегодня все находятся в ином, чем 10 лет назад, информационном пространстве. Когда мы первыми у себя в театре поставили интерактивную информационную стойку для того, чтобы облегчить выбор спектакля любому пришедшему в кассу, думали, что ею будут пользоваться молодые люди. Однако мы ошиблись. Сегодня этот театральный гаджет востребован всей зрительской аудиторией. А какое значение сегодня приобрели социальные сети! Благодаря нашим страницам на сайтах вконтакте и facebook публика узнает самые свежие новости и, что самое главное, может вступить с нами в диалог и поучаствовать в бонусных программах — это очень значимо. И не случайно местный театральный конкурс «Парадиз» подводил итоги прошлого сезона через голосование в соцсетях — и мы, кстати, были победителями с нашей полюбившейся новосибирцам «Трилогией», получив, кроме приза зрительских симпатий, две основные премии. 
   — Со зрителем все ясно, а в какой форме сейчас находится труппа театра? Как реагируют сами артисты на новую драматургию и нетрадиционную режиссуру? 
   — Мы не ставим целью превратить театр «Старый дом» в оплот новой драмы. Я за гармоничное сочетание классического и новаторского в репертуаре. Что же касается труппы, то около трех лет назад в нее влились молодые силы, и сегодня они уже играют главные роли наряду с мастерами. В этом смысле ощущается равновесие. Безусловно, у нас возникает проблема небольшого театра, из которого вытягивают лучшие актерские силы театры-гиганты с другими финансовыми возможностями. Но могу отметить, что сейчас актерский коллектив «Старого дома» настолько сплочен творческими идеями, что не убывает, а даже притягивает новые имена. 
   — В этом сезоне вы впервые организовали театральную лабораторию — востребованную, но не лишенную минусов форму взаимодействия современного театра с современным зрителем. Что дала театру лаборатория? Планируете ли вы повторить опыт? 
   — После проведения мастерской современной драматургии и режиссуры «Актуальный театр» мы поняли, что в первую очередь она оказалась интересна как тренинг для актеров. Ситуация «чистого листа» для участников мастерской, когда можно пробовать многое, но нужно уложиться в три дня и продемонстрировать результат, действительно открывает новые возможности. Мы рады, что по результатам мастерской в репертуар вошел спектакль Артема Терехина «Беруши»: он дал в нашем театре старт сразу двум актерам, которые сыграли в нем главные роли, — Андрею Сенько и Евгению Петроченко. Думаю, что в дальнейшем мы будем менять формат этого экспериментального проекта, ведь второй раз неизменно возникнет некоторая предопределенность, а ее быть не должно. 
   — Приятной неожиданностью для вашего театра стало участие «Старого дома» в двух знаковых российских фестивалях — московской «Золотой маске» и питерской «Радуге». Вы воспринимаете это как выход на новый уровень? 
   — Действительно впервые в своей истории театр «Старый дом» был приглашен на главный национальный театральный фестиваль России — «Золотую маску». И совсем недавно мы выступали на старейшем театральном форуме Петербурга — «Радуга», наряду с труппами из Литвы, Москвы, Нидерландов, Польши. Это можно назвать настоящим прорывом для театра. Благодаря таким событиям происходит качественное изменение в коллективном сознании театра. Во-первых, они дарят ощущение творческой сплоченности в своем коллективе и с театрами других городов и стран. А это чувство причастности к единому культурному процессу дорогого стоит! Во-вторых, дают гигантский организационный и профессиональный опыт. 
   — А что дает премия «Театральный домовой» — корпоративная награда, которая была учреждена в «Старом доме» в прошлом году? 
   — Деятельность театра всегда находится под пристальным вниманием: театральное сообщество оценивает нашу работу отбором театров на фестивали и конкурсы, есть такое понятие, как посещаемость. Это публичная оценка достижений театра в соотношении с другими коллективами. Но не всегда под этим масштабным углом зрения можно разглядеть какие-то начинания, работу отдельных артистов, режиссеров относительно их линии развития. Художественный совет театра «Старый дом» ставит своей целью не оставлять без внимания и мотивировать интенсивность творческой жизни театра, и премия в этом смысле — продолжение этой политики. Мы гордимся тем, как работают мастера в нашем театре. Мы ценим талант и изобретательность молодых коллег, поэтому хотим выразить свое восхищение в нашем внутреннем награждении. Тем более что к голосам художественного совета присоединяется зрительское голосование, которое открыто проводится в интернете. Таким образом, закрытие сезона (именно в этот день вручается премия) превращается в настоящий праздник и для награжденных, и для награждающих. В этом году мы закрываем сезон 27 июня и сразу после премьерного спектакля узнаем имена победителей. 
   — Вы возглавляете театр семь лет. Изменения налицо — актуальный репертуар, пополнение труппы талантливыми артистами, приглашение конкурентных режиссеров, широкая фестивальная география. Но есть ли то, что вам еще не удалось сделать, и каким бы вы хотели видеть «Старый дом» в обозримом будущем? 
   — Увы, далеко не все удается воплотить. Думаю, мы должны двигаться в сторону прояснения авторской идеи театра — индивидуальной режиссерской программы. Хотелось бы разнообразия форматов постановок (визуальные, пластические, музыкальные спектакли, современные синтетические проекты) и расширения идей по внепрокатной деятельности. Но что касается последнего, многое из невоплощенного связано с отсутствием необходимых площадей, ведь сегодня у нас нет даже репетиционного зала. 
   — А как обстоят дела с реконструкционным проектом, который городские власти на 75-летии театра обещали реализовать к 80-летнему юбилею в 2013 году? 
   — Вопрос реконструкции пока не решен. Но мы не можем сказать, что оказались заложниками ситуации. Было найдено временное решение — капитальный ремонт. Так что юбилейный сезон мы встретим в обновленном интерьере. Будут полностью отремонтированы зрительный зал и сцена, фойе театра, буфет. Сейчас над стилевым решением работает группа дизайнеров и театральных художников из Новосибирска и Санкт-Петербурга. Вместе с интерьером изменится и фирменная символика «Старого дома». Мы хотим, чтобы внутреннее содержание театра отвечало истории здания архитектора Андрея Крячкова, поэтому это будет полюбившаяся зрителям камерная атмосфера и актуализированный модерн. 
   — Приоткроете репертуарные планы юбилейного сезона? 
   — В юбилейном сезоне с нами будут работать уже знакомые новосибирцам режиссеры — Антонио Лателла и Галина Пьянова. Мы хотим закрепить сложившийся стиль театра, поработать над его нюансами. Сегодня мы гармонично сочетаем экспериментаторство с традиционным пониманием театра и будем дальше работать в этом направлении. И, конечно, штатный режиссер Тимур Насиров представит свои постановки и продолжит развивать идею репертуара, строящегося на легендарных сюжетах. В начале сезона мы выпустим его премьеру — спектакль «Золотой теленок» по роману Ильфа и Петрова. 
   — Не могу напоследок не вернуться к Антонио Лателла, постановщику нашумевшей «Трилогии» по мотивам Еврипида. По сути, именно этот режиссер вернул «Старому дому» полноценный актерский ансамбль и зажег новое актерское поколение. Чем маэстро порадует на этот раз? 
   — К счастью, в лице Антонио Лателла мы нашли очень талантливого режиссера и опытного педагога, который, в самом деле, сумел сплотить команду молодых артистов театра в 2011 году, а сегодня они уже узнаваемы и очень востребованны. Спектакль «Трилогия» стал визитной карточкой «Старого дома». Логично, что мы приложили все усилия, чтобы продолжить сотрудничество с Антонио и его чрезвычайно профессиональной командой — и уже в конце июня они приедут к нам для начала работы над новым спектаклем. Раскроем секрет: это будет «Пер Гюнт» по пьесе Генриха Ибсена. И не сомневаюсь, это будет действительно неожиданно и интересно. 


В статье упомянуты: