«В Новосибирске никто меньше, чем на „Золотую маску“, не претендует»
28 ноября 2016Маргарита Логинова Тайга.инфо
Почему к маленьким театральным премиям нельзя относиться с высокомерием и что они дают артистам? Как по-новому раскрываются герои Чехова в «Трех сестрах» Кулябина и за что получил премию дерзкий «Старый дом»? Тайга.инфо поговорила об итогах новосибирского «Парадиза» с членом жюри, театральным критиком и экспертом «Золотой маски» Татьяной Тихоновец.
Тайга.инфо: Кажется, городская театральная премия — это немножко странно, ведь в Новосибирске все друг про друга и так все знают и понимают. Есть ощущение, что и театры к ней так же отчасти относятся, потому что далеко не все лауреаты вообще были на церемонии награждения.
— Точка зрения, которую вы сейчас высказали, высокомерная. И некоторые театры высокомерно себя повели и по отношению к этой премии, и по отношению к людям, которые ее делают и получают. Если продумать более жесткую концепцию, эта премия очень нужна, прежде всего, артистам, и все остальное для меня уже не важно. Мне не важно мнение директоров, которые все про себя знают, мне не важно мнение режиссеров, которые все знают про свой спектакль. Все равно это оценка местная, и как бы вы ни гордились и ни считали себя третьей театральной столицей России, я вас уверяю, таких столиц много. Я категорически против такой высокомерной точки зрения, потому что знаю, что есть люди, которым нужна оценка их творчества. Пусть это будет не денежная премия, а диплом или статуэтка, но это знаки их жизни: мой труд отмечен.
У вас же никто меньше, чем на «Золотую маску», не претендует, а их мало и достаются они не всем. Вот я посмотрела, например, «Три сестры» и понимаю, что на лучшую женскую роль выдвинута Линда Ахметзянова, потому что она замечательная, но я прекрасно понимаю, что и Дарья Емельянова, и Ирина Кривонос — ничуть не хуже, но они не выдвинуты, потому что нельзя же всех. Я чуть с ума не сошла от счастья, глядя на Телегина в роли Соленого, и он выдвинут, но рядом не выдвинут Чебутыкин Андрея Черных, а он не менее хорош. Для меня это абсолютно новое прочтение образа.
Так почему же этих людей не отметить? Есть и меркантильная ситуация: дело в том, что артист, который ничем не отмечен, не может получить звание, а в нашей стране бумажки еще никто не отменял. Если б все взяли и отказались от званий, было б замечательно, но как-то никто не отказывается, и звания хоть что-то, но дают, хоть три копейки, но больше денег за выход, да и самоощущение другое. Поэтому местная премия — разве это плохо? Другой вопрос, что она не должна пропадать, как она у вас пропадала. Но театральному сообществу надо собраться и договориться о правилах игры: что выдвигается и кем. На мой взгляд, спектакли должны выдвигать эксперты.
Тайга.инфо: То есть когда театры сами выдвигают свои работы — это неправильно?
— Есть города и фестивали, которые так делают, но это, как правило, довольно смешно. Поэтому экспертами — местными журналистами или критиками — должны быть люди, которым доверяют все театры. Если это критики приезжие, то тогда они должны отсматривать все премьеры этого театра, но это и гораздо больше денег. Вот у нас в Перми так происходит, мы привозим в каждый театр двух-трех человек, и они отсматривают все и говорят потом, что это можно брать, а это нет. Если таких денег нет, то надо выбрать уважаемых людей на месте, дать им полное право выбирать и не вмешиваться в это.
Тайга.инфо: Что вам удалось посмотреть живьем в Новосибирске?
— Да три спектакля всего: два «Старого дома» — «Недоразумение» и «Сиротливый запад» (и «Недоразумение» я уже видела, потому что приезжала к ним три недели назад, смотрела все премьеры) и «Ревизора» театра Афанасьева. А остальное все на видео: «Фенофены», «Три сестры», «Подщипу. Русскую невесту», причем «Подщипу» можно было посмотреть, но она шла одновременно с «Ревизором».
Тайга.инфо: То есть театры к премии не развели расписание? И к следующей, если она будет развиваться в новом ключе, это нужно организовать?
— Ну, тут устроители не виноваты, им поздно дали денег, потом пошли нестыковки, просто потому что у организаторов фестиваля не было опоры на деньги, понимания, что он точно будут. А как можно планировать, когда неизвестно, будут деньги или нет? Это же смешно. Организаторы вынесли на своих хрупких женских плечах все, что можно, и сделали красивый праздник. В общем, я с большим уважением отношусь к областным фестивалям, потому что считаю, что на них театры могут объединиться. Хотя у вас все ходят друг к другу на премьеры, это вообще редкий случай, и это надо беречь.
Тайга.инфо: На церемонии вы сказали, что дуэт Анатолия Григорьева и Тимофея Мамлина из «Сиротливого Запада» в «Старом доме» — лучший из тех, что вы видели. В чем именно?
— Я видела несколько постановок, в том числе у Федотова, которая некогда был на «Золотой маске», и у него там было два немолодых брата, это его открытие: два не мальчика уже, которые бьются друг с другом за чипсы и за то, кто круче — это было смешно и здорово. А то, что я видела потом в других театрах, было не так интересно.
Что меня поразило в дуэте Григорьева-Мамлина, и почему я была спокойна за этот наш выбор: во-первых, в этом спектакле было замечательно выстроено, что братья — действительно братья. Они оба лысоваты, рыжеваты, оба поджаренькие, у них какая-то почти одинаковая пластика, при этом не абсолютно одинаковая. Когда в последней сцене они начинают закатывать рукава рубашки, мыться, и один заботливо мылит руки другому, ты вдруг понимаешь, что эти мальчики росли вместе, у них было общее детство, которое закончилось, и жизнь их страшно развела. Григорьев и Мамлин совершенно замечательно играют обычную ненависть друг к другу, ненависть, которая не нуждается ни в каких объяснениях, они абсолютно не задумываются, что они делают, страшный инфантилизм в обоих. Они играют очень подробно и точно, я хорошо знаю этот текст, и понимаю, что это играется не большими кусками, это настоящий психологический театр, и смотреть на это — большое удовольствие.Тайга.инфо: «Старый дом», вообще, молодцы. Яна Балутина, когда получала приз за дерзкий сезон, сказала, что их ругают за эксперименты, но ведь это так здорово, когда театр не боится пробовать новое.
— Номинацию за яркий и дерзкий сезон мы специально для них сформулировали. Ведь номинации были очень жесткие, и этому театру не получилось отдать лучшую мужскую роль, потому что объективно она досталась Андрею Яковлеву из театра Афанасьева. Не получилось дать им лучшего художника, потому что мы, хоть и с большим одобрением отнеслись к «Недоразумению», но Головко есть Головко, и то, что он насочинял в «Трех сестрах» — это просто грандиозно. И мне, и Александру Вислову было очень обидно, что такой яркий сезон, а наград мало. Даже дуэт мы предложили в качестве спецприза, потому что была возможность выбрать среди дуэтов, был прекрасный дуэт Городничего и Хлестакова в «Ревизоре» Афанасьева, а сколько дуэтов у Кулябина!
А в «Старом доме» я видела и «Трилогию», и «Ручейник», и «Элементарные частицы», они мне очень нравятся. Буквально за последние пять лет театр рванул вперед благодаря тому, что там очень хорошая команда, которой руководит Антонида Александровна Горявчева, и они все работают в сцепке, понимают, слышат другу друга, она им доверяет, а они могут на нее опереться. Совершенно другой уровень спектаклей возник, стало видно, какая хорошая труппа. Создается камерное, интеллигентное пространство для эксперимента, который не может на больших сценах происходить, а здесь может.
И публика поменялась. Я помню, пришла к ним как-то на лабораторию, сидели там бабушки и дедушки, которые совершенно не понимали, что им показывают, ругали молодежь. Сейчас публика помолодела, я вижу, когда зрители выходят и говорят, какие хорошие артисты в этом театре. Так это здорово, когда свои зрители так говорят. Я это слышала и на «Вишневом саде», и на «Недоразумении», и на «Сиротливом Западе», конечно. Когда я увидела «Снегурочку», то была просто ошеломлена — чтобы провинциальный театр в этой номинации попал на «Золотую маску», бывает крайне редко. Очень мало театров могут позволить себе такое, и то, что они сейчас собираются делать с Максимом Диденко (спектакль «Я здесь» по Льву Рубинштейну — прим. Тайги.инфо) — это тоже будет что-то интересное. «Вишневый сад» у них просто замечательный, дай бог, чтобы они его держали, чтобы ничего не развалилось. Поэтому и хотелось дать премию не за какой-то конкретный спектакль, а за сезон.
Тайга.инфо: Вы сказали, что Андрей Черных для вас открыл нового Чебутыкина в кулябинских «Трех сестрах». Что его игра вам объяснила про этого героя? Я, признаться, в восторге от Телегина в роли Соленого, но Черных тоже очень хороший там, очень.
— В Соленом, которого сыграл Телегин, я увидела мужчину, который мог бы составить счастье Ирине, потому что это настоящий мужчина. И она его не видит. И это абсолютно чеховский поворот: того, кто тебя любит, не любишь, а любишь другого… Или в случае с Ириной вообще никого не любишь. И вот эта мужская страсть, которую он сыграл, конечно, была грандиозной. Страсть, нежность, готовность пойти на все — ну, это потрясающе.Там вообще за каждым можно следить и каждый раз приходить и смотреть на кого-нибудь одного, не отключаться. Жизнь каждого героя в этом спектакле предельно точна и подробна. Я в ужасе, что они вселились в этих героев, и им трудно выскочить из них, я не понимаю, как они это делают. Я ведь его на видео смотрела, не живьем, и искры сыпались с экрана.
Что касается Чебутыкина и чем меня поразил Черных. Ну, во-первых, это не дедушка, а еще сравнительно молодой мужчина. Во-вторых, абсолютно понятно, что он был дико влюблен в мать сестер. Иногда это играют, но когда это играет пожилой артист, эффект не тот, а тут видно, что для него воспоминания остры, и он не может от этих девочек никуда уйти, потому что для него это единственная связь с той жизнью, которая когда-то у него не получилась, с той любовью, которую он видит в них. Может быть, Ирина похожа на мать, потому что видно, как к ней он особенно нежен, как отец.
Я никогда не понимала, почему Чебутыкин пальцем не шевельнул, чтобы предотвратить дуэль Соленого и барона. Он же даже и говорить о ней не хочет. Так вот Черных потрясающе сыграл эту внутреннюю, тайную неприязнь к барону Тузенбаху. Потому что отец всегда не любит избранника любимой дочери, потому что этот избранник — черти что вообще, совсем не тот человек. Вот эту тайную отцовскую ревность к избраннику дочки — «кого ты выбрала вообще, с кем ты жить собираешься, это ужас, как он посмел посягнуть на мою прелестную девочку» — Черных каким-то образом сыграл. Поэтому он ничего и не делает, чтобы предотвратить дуэль, на которой этого избранника могут убить. И он становится в какой-то мере пособником его убийства.
Тайга.инфо: Представила своего отца и все поняла.
— Это его девочка, она выросла у него на руках, он обожает ее. Ладно бы она любила барона Тузенбаха, а Чебутыкин же видит, что она и его не любит, а просто из обреченности идет за него. И Чебутыкин становится барону не то чтобы специально врагом, а просто зажмуривает глаза на эту дуэль: как будет, так и будет. И это так потрясающе. Я потом подошла к Андрею спросить, правильно ли я поняла. Я давно за ним слежу, он даже когда молчит, на него хочется смотреть, от него такая мощная энергия исходит. И он сказал, что я права. Я ведь никогда не понимала, почему Чебутыкин себя так ведет, то ли это уже алкоголическая тупость, то ли правда «тарарабумбия, сижу на тумбе я», а здесь он такой сиротливый. Понятно, что на его глазах дом развалился. Он бы хотел за кем-нибудь пойти, но его же никто не возьмет. Он никому не нужен. Это редко бывает, что роль второго плана с такой перспективой дается.
Тайга.инфо: Приз за лучшую мужскую роль дали Андрею Яковлеву за Городничего в «Ревизоре» у Сергея Афанасьева. Это решение было бесспорным?
— Яковлева я первый раз видела и смотрела во все глаза. Наблюдать за ним — тоже абсолютное наслаждение, он играет точно, смело, дерзко, и это современный и очень нервный способ существования. В спектакле есть замечательные мизансцены и придумано много всего интересного, но Яковлев для меня там — самая яркая фигура. Хотя мне понравился и артист, который играет Хлестакова (Алексей Казаков — прим. Тайги.инфо) — маленький, тоненький, смешной кузнечик, который даже и не пытается прикинуться важной птицей. Хотя рядом с Яковлевым-Городничим ему не хватает красок, но это очень хорошая работа все равно. Хлестаков — это роль, о которой артист вообще мечтает, его сыграть непросто, это роль на вырост, молодому артисту нужно распределить силы, дотянуть до конца это все, и он справляется.Тайга.инфо: Такой назидательный «Ревизор» получился у Афанасьева, не находите?
— Там здорово сделаны истории, которые считываются городом. Я вот удивилась, почему зал закатался по поводу Городецкого, а у вас такой губернатор. Цитаты, которые связаны с местными реалиями, даже не местный человек считывает. Чувствуется, что за этим что-то стоит. Очень смешно придумано с хором Пятницкого, потому что так оно все и бывает. Единственное, мне показалось, что этого могло бы быть чуть поменьше. Сергей Николаевич увлекается этой краской, а это и растягивает время спектакля, и градус падает. Ярких красок не должно быть много.
Но я в первый раз побывала в их пространстве, и меня оно удивило и несколько повергло в недоумение. Я воспринимаю власть как наших слуг, мы их наняли, чтобы они заботились о нас за наши деньги. И если есть театр, в который идут люди, и людям хорошо в нем, и он любим городом, почему же власти не думают о том, что зал должен быть больше? В зале сидят налогоплательщики, и надо, чтобы все они могли в театр попасть, а власти ничего для этого по сути не делают. Власти должны прислушиваться к нам и спрашивать, чего бы мы еще хотели. Не тысячу же мест же просят! В театр ходит демократическая публика, и она имеет право на хорошие условия внутри театра. Она имеет право не падать в обморок от духоты в зале. Почему же власть этого не понимает?
В статье упомянуты:
спектакли: