Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

В поисках личности

16 сентября 2014
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь
В СЕНТЯБРЕ новосибирские театры все как один презентуют «свежий» культурный сезон: объявляют премьерные названия, озвучивают имена, анонсируют off-репертуарные проекты, знакомят публику с персонажами, которым в ближайшие девять месяцев предстоит внести изменения в артистический ландшафт города. Чем больше информационных поводов, тем меньше свободных мест в зрительном зале, а потому интригуют театры кто во что горазд. «Красный факел» заманил народ перформативным открытием продаж, «Глобус» посулил драгоценную россыпь юбилейных событий, а «Старый дом» метнул из рукава самый верный козырь — появление нового художественного руководства. 81-й день рождения труппа новосибирского драматического встречает в теплой компании Галины Пьяновой и Антона Болкунова, занявших кресла главного режиссера и главного художника театра соответственно. 
   О режиссерских приливах и отливах в новую эру «Старого дома», равно как и во все предыдущие, написано более чем достаточно. Красивую и остроумную точку в этом вопросе поставил — вот приятное совпадение — художник Антон Болкунов, создав к 80-летнему юбилею театра серию инсталляций, самым завиральным способом излагающую вехи пришествия каждого гения. Последним, формально не главным, а штатным режиссером стал Тимур Насиров, ворвавшийся в артистический Новосибирск прямиком из театральной Лысьвы и удалившийся из здания на Большевистской в столь же мало изученном направлении. Впрочем, без скандала и обид — по обоюдному согласию сторон, ибо четыре спектакля совместными усилиями было нажито, а кровного родства (труппы и постановщика) так и не обнаружилось. 
   В 81-м сезоне администрация «Старого дома» решила повысить ставки и обзавестить главным режиссером, в задачи которого входило бы не только пополнение афиши, но и постоянная работа с труппой, создание внутритеатральной среды, формирование художественной политики и имиджа театра, реализация творческих и социальных проектов и т. д. Занять вакантную с 2010 года должность предложили выпускнице Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, актрисе, режиссеру, театротерапевту, педагогу и мастеру театральной импровизации Галине Пьяновой. Новосибирской публике Галина Николаевна знакома как создатель и художественный руководитель алматинского театра «АРТиШОК», успешно фестивалившего в нашем городе в славные времена «Сиб-Альтеры», режиссер чудесных спектаклей «Zip-zap... и ни слова о метле» и Back in the U.S.S.R, талантливый перфомансер и, конечно же, постановщик главного музыкального хита «Старого дома»— театрального квартирника «В поисках радости. Век XXI». Именно этот фантанирующий энергетикой и децибелами спектакль и предшествующий ему актерский тренинг и определили выбор труппы, нашедшей своего творческого лидера аж за 1380 км от родной сцены. 
   «В первую очередь мы — репертуарный театр, — поясняет директор НГДТ «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Мы работаем для зрителя и выстраиваем свою художественную политику так, чтобы наши спектакли были интересны публике. Новосибирск — театральный город. Наши постановки посещают самые разные зрители. Одни хотят видеть на сцене классику, другие — эксперимент, третьи предпочитают коммерческие проекты. В нашем репертуаре есть место для всех жанров и направлений. И новый главный режиссер, чья первая постановка в «Старом доме» пользуется огромным успехом, наверняка поможет нам еще лучше и ближе узнать свою аудиторию». 
   «Театр — это коллективное искусство, — озвучивает свою художественную позицию Галина Пьянова. — Очень важно, чтобы в театре все были единомышленниками, чтобы были созидание и сотворчество. Режиссерскому диктату я предпочитаю свободу личности. Я убеждена в том, что можно существовать в конструктивном диалоге. Для этого нужно слышать, слушать, смотреть и говорить, выражать свое мнение, не бояться себя и друг друга. Я пришла в сильную творческую группу. Здесь нет зацикленности на конкретном методе или системе. Есть абсолютная готовность к экспериментам — это касается и молодого, и, что для меня удивительно, взрослого поколения артистов. Есть желание реализовывать авторские замыслы, есть партнерство на уровне актеров и руководства. Есть очень сильный отдел развития, что для меня тоже очень ценно. Пока мы говорим на одном языке и, дай бог, в добавление к нему выработаем еще один свой общий язык, на котором предложим с нами пообщаться и новосибирским зрителям». 
   Вместе с режиссером Галиной Пьяновой администрация «Старого дома» умыкнула из Алматы, куда, кстати, новосибирские артисты в ноябре отправятся вместе с нашумевшим «Пером Гюнтом» на Международный молодежный театральный фестиваль, художника Антона Болкунова. Иллюстратор, график, сценограф, импровизатор, акционист, создатель некоммерческих арт-проектов и участник выставок современного искусства — постоянный соавтор спектаклей Галины Пьяновой, способный изменить пульс любого театрального пространства. «Я не прихотлив к площадке, — утверждает Антон Болкунов. — Как театральный художник я вырос на сцене, изначально совершенно не приспособленной для постановки спектаклей. Что меня пугает, так это классическая сцена-коробка, по которой время от времени пробегает занавес, явно раздражающий, не способный «зацепить» современного зрителя». 
   АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ способ обращения к воспитанной на культуре зрелище-потребления аудитории творческий тандем Пьянова — Болкунов продемонстрируют уже через месяц. 16 и 17 октября на сцене «Старого дома» состоится премьера спектакля по одноименному роману Хораса Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» 
   Хорас Маккой — знаменитый американский писатель, сценарист и журналист, сделавший головокружительную голливудскую карьеру от коммивояжера и продавца газет до автора детективных рассказов и популярного романиста в hard-boiled стиле. Во время Первой мировой войны Маккой служил в авиации США, совершил много удачных боевых вылетов и был награжден военным крестом «За выдающиеся заслуги», второй по старшинству медалью во всей наградной системе Соединенных Штатов Америки, а в годы Великой депрессии остался не у дел и подрабатывал вышибалой на дансингах. Воспоминания об этом времени и стали основой сюжета его самого известного романа «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», который в 1969 году был экранизирован режиссером Сидни Поллаком. В центре событий книги — танцевальный марафон, участники которого состязаются за право получиь приз в 1500 долларов. Согласно правилам конкурсанты, большинство из которых решились на «забег» по причине бедности, могут отдыхать в течение 10 минут каждые два часа. Кроме того, они бесплатно получают пищу семь раз в сутки. Борьба продолжается несколько недель, требует все больше жертв и отнимает все больших усилий. 
   Текст Хораса Маккоя провоцирует рождение яркого театрального языка, совмещающего элементы драмы, хореографии, видеоарта и высокой клоунады. В спектакле «Старого дома» на сцене появятся современные медийные образы: жаждущие покорить мир участники телеэфиров, разочаровавшиеся циники шоубиза, диктующие свои правила игры политики и определяющие новые тренды ньюсмейкеры. Через мишуру сиюминутной славы и нелицеприятные откровения звездного зазеркалья артисты расскажут о тотальном одиночестве современного человека, о неумении жить просто, о безвозвратной потере искренних чувств, радостей и желаний. «В самом названии романа и спектакля стоит вопрос, адресованный современным зрителям, — анонсирует замысел режиссер-постановщик Галина Пьянова. — Это спектакль о том, как мы не можем вовремя остановиться. О том, что счастье не в тысячах долларов, не в медийности, не в сиюминутной славе, не где-то там в будущем. Оно здесь и сейчас. И нужно любить друг друга и наслаждаться каждым мгновением... Я понимаю, что театр сегодня не может быть кафедрой, но мне бы очень хотелось, чтобы зритель пришел на наш спектакль и услышал нас». 
   Вторая премьера сезона случится 21 и 22 ноября. В эти дни запланированы первые показы спектакля «Элементарные частицы» драматурга Вячеслава Дурненкова и режиссера Семена Александровского, поставивших сезоном ранее на сцене «Старого дома» мультимедийный «Ручейник». В основе нового проекта лежит идея сценического переосмысления подлинной «биографии» новосибирского Академгородка. Для воплощения замысла драматург и режиссер совершили творческую экспедицию в недра научного центра и провели десятки встреч с краеведами, академиками и журналистами. Горы прочитанной советской периодики, артефакты прошедших эпох, голоса жителей и неформальная атмосфера уникального места — все это воплотится в постановку, шаг за шагом исследующую жизненный путь советского культурного феномена. С чего все началось, и во что трансформировалась идея острова научной и культурной свободы в тоталитарном государстве? Чем жили вчера и как сегодня живут люди, воплотившие в своей судьбе идеи шестидесятничества? Что такое современный Академгородок и каково его место в новых общественных, культурных и исторических реалиях страны? — на эти вопросы и попытаются ответить авторы патронируемых федеральным Минкультом «Элементарных частиц» 
   26 декабря в «Старом доме» обновится детский репертуар. Спектакль «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» по сказке А. С. Пушкина поставит Сергей Чехов. Художником выступит Антон Болкунов. Хореографом приглашен новосибирский гуру физического театра Олег Жуковский. Всеми любимая сказка, очень по-русски отобразившая западноевропейский бродячий сюжет об устранении первой умницы и красавицы королевства, станет долгожданным новогодним подарком для самых юных поклонников театра и не оставит в стороне интересы взрослой аудитории. Семейную публику в этом спектакле прежде всего привлечет редко воплощаемый на театральных подмостках города текст Пушкина, а «продвинутых» театралов — креативное мышление творческой группы под руководством молодого новосибирского режиссера Сергея Чехова, создателя лаборатории молодой режиссуры «Герой.21» и постановщика спектаклей «Diptico. Натюрморт с женщиной» и «Дядя Ваня» на сцене ГДТ п/рук. С. Афанасьева. 
   21 и 22 марта 2015 года в планах «Старого дома» значится спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина. Режиссер — Александр Кузин. Художник — активно сотрудничающий с новосибирскими театрами Кирилл Пискунов. 
   Сюжет пьесы самого несоветского советского драматурга Александра Володина — театральная фантазия на тему продолжения событий романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Действие «Дульсинеи Тобосской» начинается через семь лет после смерти легендарного Дон Кихота и выхода в свет знаменитого романа. Театральный бестселлер минувшей эпохи, запомнившийся миллионам телезрителей по экранизации одноименного мюзикла Геннадия Гладкова, на сцене «Старого дома» воплотит народный артист России, лауреат премии Станиславского, мастер классической режиссуры, талантливый театральный педагог Александр Кузин. Новосибирским зрителям творческий метод мэтра знаком по работе на малой сцене театра «Глобус» (спектакль «Месяц в деревне»). Артистам «Старого дома» посчастливилось узнать секреты «театральной кухни» Александра Сергеевича изнутри: в прошлом сезоне ведущие актеры труппы стали участниками авторского мастер-класса Кузина и прошли кастинг на исполнение основных ролей. 
   4 и 5 июня 2015 года «Старый дом» предложит вниманию финальную премьеру — спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Бертольда Брехта. Режиссер — Туфан Имамутдинов (Москва). Художник — Анастасия Бугаева. Туфан Имамутдинов — новое имя на культурной карте Новосибирска, хорошо известное театральной Европе и Москве. Выпускник РАТИ-ГИТИСА (мастерская Олега Кудряшова) ставит спектакли на европейских фестивальных площадках Венгрии, Румынии, Франции и активно сотрудничает с ведущими театрами российской столицы. В профессии ценит не только мастерство, но и конкретику — не разговоры на «вечные темы», а внутреннюю философскую позицию, которую режиссеру должно выражать посредством отточенной и выверенной театральной формы. 
   Помимо нетривиального обновления афиши, «Старый дом» планирует активно развивать непрокатное направление. 
   Во-первых, речь идет о документальном театре и работе с открытыми источниками информации с целью найти драматургию в реальной жизни. Во-вторых — о точках пересечения театра и современной актуальной поэзии. Поэтические слэмы, актерские и авторские читки, встречи на сломе искусств и жанров — все это позволит, по мнению нового главрежа, вывести на новый уровень развития долгоиграющий проект «Старого дома» под названием «Актуальный театр». Третьим программным пунктом off-репертуара станет выход артистов на улицы города, освоение нестандартных площадок и пространств, а также поиск новых форм общения со зрителем — хэппенинги, открытые репетиции, перфомансы. «Мы должны идти в направлении актуального театра, — говорит Галина Пьянова. — Это даже не задача, обязнность современного театра. Дело даже не в поисках новой драматургии. Мы должны заглянуть в себя. Есть стойкое ощущение, что скоро зритель будет очень раздражаться, не видя на сцене личность. К сожалению, сейчас это эксклюзивное явление в актерском искусстве. Мы же попытаемся найти и открыть себя. Мы нормальные люди, мы устаем развлекать. Мы хотим делиться и думать. Мы будем говорить о том, что волнует каждого из нас. Через документы, события, андеграундную поэзию мы попытаемся найти свою тему. 

В статье упомянуты: