Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

22 Декабря, воскресенье

Цветы для Элджернона

подробнее>

В трёх новосибирских театрах прошли премьеры молодых режиссёров

03 декабря 2018
Евгения Буторина Ревизор.ру

В ноябре новосибирские театры порадовали зрителей созвездием премьер.

 
Фото: Виктор ДмитриевФото: Виктор Дмитриев

 

И что радует – почти все ноябрьские премьеры поставлены молодыми режиссёрами.

В театре "Красный факел" Артём Находкин поставил спектакль для детей по своей пьесе "Высоко".

История красного воздушного шарика, которой отказался спокойно висеть в палатке, а попробовал искать страну мечты, поставлена в жанре театрального мультфильма – сцена в рамочке, словно старый телевизор, место действия обозначается титрами, которые красиво бегут по рамке.

А на сцене ищет смысл жизни круглый красный шарик в исполнении Егора Овечкина. Для чего его надули? Каков смысл жизни? Стоит ли бороться за мечту и где её искать?

Рассказывая о спектакле на пресс-конференции в начале сезона, Артём Находкин говорил, что на репетициях актёры буквально упиваются игрой. И действительно, получилась задорная весёлая игра, похожая на привычные сегодня детские компьютерные игрушки, но с моралью.


Фото: Виктор ДмитриевФото: Виктор Дмитриев

 
Потрясающие костюмы Николая Чернышова помогают артистам даже при скудности действия создавать запоминающиеся образы: Ястреб Георгия Болонева, эгоистка Луна Виктории Левченко. А Воробей Александра Полякова – одна из лучших ролей молодого артиста. Даже маленький скрипучий зеленый шарик Валерии Кручининой имеет свою незабываемую интонацию.

Обаятельный необычный герой, оригинальные костюмы и очень красивые (особенно в сцене с кометой) декорации Егора Овечкина и сами по себе приковывают внимание, а когда во втором действии добавляется потрясающее лазерное шоу Игоря Липатникова, равнодушных в зрительном зале не остаётся .

Сама пьеса больше похожа на притчу, нежели на детскую сказку. Но визуальные эффекты и прекрасная актёрская игра приглушают одномерную дидактичность текста, а идея о том, что мечты сбываются, если ты в них веришь, одинаково симпатична и детям, и родителям.


В театре "Старый дом" молодой режиссёр Никита Бетехтин поставил модную современную абсурдистскую пьесу Дмитрия Данилова "Серёжа очень тупой".

Молодому программисту Серёже (Тимофей Мамлин) звонят и сообщают: "Вам пришла посылка. Мы будем у вас в течение часа". И дальше начинается абсурд – приходят три курьера в одинаковых белых костюмах, сидят в течение часа и рассказывают невозможные, небывалые вещи. Причем все они носят одно имя, родились в одном городе – Грязи Липецкой области.

Трио курьеров – Анатолий Григорьев, Леонид Иванов и Виталий Саянок – с потрясающей серьёзностью несут удивительную чушь, великолепно поют акапелла и  дружно не сомневаются в важности и нужности своей работы.

На встрече со зрителями исполнитель главной роли Тимофей Мамлин признавался, что самым трудным в этой роли было играть градации изумления. Когда человек сначала удивляется, потом снова удивляется, потом опять. Все первое действие в ситуации полного абсурда ему приходится лишь удивляться, потому что понять необъяснимое нормальному человеку сложно, а тут иррациональный мир просто позвонил в дверь и сам пришёл в квартиру.

Фото: Виктор Дмитриев Фото: Виктор Дмитриев

 
Режиссёр вновь активно использует мультимедийные средства – над сценой горят экраны наблюдения, на которых видно, кто входит в подъезд, кто проходит по коридору, как звонят в дверь или домофон. Правда, от иррациональности происходящего это не спасает, но разбавляет некую статичность происходящего на сцене. В отсутствие действия артистам приходится прилагать двойные усилия, чтобы удержать внимание зрителя. Но ведущим актёрам театра "Старый дом" это вполне по силам.

Если первое действие воспринимается зрителями как комедия, то во втором начинается уже триллер.

Курьеры всё же вручают посылку Серёже и его жене, которая приходит с работы. И, в отличие от недоумевающего Серёжи, Маша (Наталья Пивнева), кажется, прекрасно знает, что в посылке. И ужасно её боится. На уровне маточных спазмов.

На встрече со зрителями Дмитрий Данилов уверял, что сам не знает, что же принесли курьеры, потому что для него самым важным была не посылка, а именно фраза "Мы будем у вас в течение часа", и его привлекала задача написать пьесу с классической формой и абсурдным содержанием. И говорил, его удивила в спектакле реакция Маши, которая знает, что принесли курьеры. Потому что сам Дмитрий Данилов убеждал, что он лично не знает, что в посылке.


Фото: Виктор ДмитриевФото: Виктор Дмитриев


Принять слова драматурга сложно, мы привыкли, что автор точно знает, о чем он пишет. Но в современной драматургии важна скорее загадка, а не отгадка, поэтому сделаем вид, что автору поверили.

Режиссёр Никита Бетехтин на встрече со зрителями после спектакля также отвечал, что содержание посылки он тоже не знает. А знает лишь Маша, потому что у нее работает женская интуиция. Но женская интуиция выражается лишь спазмами, которые актриса играет вполне узнаваемо. И ужасом, который резко меняет жанр спектакля.

Комедия абсурда отступает, мы с напряжением следим, как Маша на грани истерики убеждает мужа унести посылку из дома. С напряжением следим по камерам над сценой, как он выполняет требование жены…

Гаснут экраны над сценой, напряжение нарастает и… обрывается. Загораются экраны, показывая, как Серёжа возвращается домой, посылка исчезла, мир не изменится. Герои тоже.

И вот уже статус-кво восстановлен. Милая семейная пара вернулась в свой тихий привычный мирок, иррациональное, вторгшееся в их жизнь удалено. О нём мгновенно забывают. Теперь можно обсудить коллег, помечтать об отпуске, заняться любовью.


А в Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева студентка НГТИ Дарья Догадовапоставила свой первый спектакль на профессиональной сцене – "Под одной крышей" по пьесе Людмилы Разумовской.

Написанная сорок лет назад, эта пьеса триумфально прошла по многим сценам. Сегодня конфликт трёх поколений женщин, которые не умеют и не хотят понимать друг друга, уже не раз обыгран, разобран, расписан… Домашняя тирания, поиски свободы, жажда любви... Казалось бы – о чём ещё тут говорить? Оказывается – есть о чём.

Бабушка Нина Петровна в исполнении Ирины Ефимовой – вовсе не та старушка, которая заела жизнь детям и внукам. Да и смешно сегодня слышать – старушка в 58 лет. Все-таки 40 лет со дня написания пьесы – срок немалый. И актриса достоверно рисует нам нашу современницу, декларирующую свой почтенный возраст, но не готовую принять старость. Да и как её примешь, когда дом то оставить не на кого.


Фото: Виктор Дмитриев                                                                          Фото: Виктор Дмитриев

 
Валентина (Анастасия Неупокоева), 38 лет, страдающая от того, что мечты не сбылись, – вовсе не рефлексирующая интеллигентка, а агрессивная невротичка. Смещаются акценты, и именно Валентина своим психозом, своим вечным плачем и страхом старения отравляет мир вокруг. Рядом с ней порой страшно находиться. Невостребованность корёжит, ломает душу и характер, и уже весь мир, все окружающие виноваты в том, что Валентина не сумела построить свою жизнь так, как мечтала. Ах, как ей хотелось быть певицей, и не беда, что нет голоса. Но ведь так здорово было бы выходить на сцену и купаться в лучах славы. А вместо этого – маленькая квартирка, куда и мужчину не привести, мать, непонимающая ее духовных устремлений.

И мечтательная барышня превращается в фурию, поедающую мозг окружающих. Их ужасно жалко, героинь спектакля – нелюбимых, одиноких, озлобившихся.

И страшно за Любочку – светлую 17-летнюю девочку, которую очень точно и достоверно играет студентка НГПИ Кристина Ямщикова.


Фото: Виктор ДмитриевФото: Виктор Дмитриев

 
Реалии сорокалетней давности вписать в современный мир непросто. Монологи старших героинь кажутся порой нарочитыми, пафосными. Выпадают из современности. Но Дарья Догадова решает проблемы по-режиссёрски, театральными методами, не прибегая к модным мультимедиа эффектам. Придуманный калейдоскоп, сквозь которой смотрит на родных Любочка, словно волшебная палочка переворачивает текст, помогает его адаптировать к дню сегодняшнему, сосредоточиться не на деталях быта, а на главном – на взаимоотношениях трех женщин, на поисках взаимопонимания.

И надежда, которая робко появляется в конце спектакля, тоже прописана аккуратно, намёком, без излишней дидактики.

В статье упомянуты:


спектакли: