Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

20 Апреля, суббота

Дачники

подробнее>

Возвращение к Макдонаху

30 сентября 2015
Юлия Щеткова Новая Сибирь
ОБРЯДОМ посвящения в орден поклонников современной ирландской драматургии открыл 82-й сезон новосибирский «Старый дом». Официальный старт состоялся 11 сентября, однако руководство театра позволило особо жаждущим заглянуть в зал до завещанного афишей срока. Репетицию первой премьеры сезона — спектакля «Сиротливый Запад» по одноименной пьесе Мартина Макдонаха — гости наблюдали, буквально затаив дыхание. А на сцене происходило все что угодно, только не производство проходного репертуарного названия. 
   О Сергее Федотове, а ведь именно ему предстоит заново сотворить миры Макдонаха на новосибирских подмостках, город знает с тех самых пор, когда маститый режиссер поставил на сцене «Старого дома» «Калеку с острова Инишмаан». Было это в 2008 году, когда столицу региона вслед за Москвой сразило повальное увлечение гениальным ирландцем, отрекомендованным как Тарантино от театра, но принятым скорее за Чехова XXI столетия. Почти одновременно в городе было поставлено три спектакля по пьесам Макдонаха, но именно Макдонах Федотова оказался долгожителем, получил «Парадиз» и чуть-чуть не дотянул до «Золотой маски», уступив поездку на главный фестиваль страны аналогичному названию в версии пермского театра «У моста». По совпадению создателем конкурировавшего с новосибирским «Калеки» значился также Сергей Федотов. 
   Попытки зазвать «первооткрывателя Макдонаха в России» на вторую постановку длились несколько лет кряду и завершились удачей только накануне нынешнего сезона. Возвращением к труппе «Старого дома» режиссер Федотов остался доволен и на пресс-конференции, резюмировавшей открытую репетицию «Сиротливого Запада», раздавал комплименты артистам и цехам: «Я рад тому, что судьба снова связала меня с театром «Старый дом». До премьеры целый месяц, а у нас уже готовы все декорации. Здесь действительно потрясающие, фанатично преданные своему делу люди. Они понимают, что надо бороться за живой театр, за тот театр, который делали Ефремов, Товстоногов, Эфрос. Как горят актеры?! Как они вибрируют?! Еще никто не знает текста, еще ничего не построено, а уже каждый создает на сцене атмосферу. Атмосфера в спектакле всегда идет от артиста. Это бред, когда говорят, что атмосфера идет от музыки или света. Конечно, нужны и музыка, и свет, но вектор задают именно артисты. В «Старом доме» они потрясающие, поэтому на сцене есть настоящий Макдонах». 
   Каков он, подлинный Макдонах, режиссер знает не понаслышке: ведь Федотов не только открыл русскому театру «самого многообещающего драматурга» Европы и ввел моду на его жесткий, бескомпромиссный In-Yer-Face Theatre, но и первым (до сих пор, кстати, единственным) поставил все пьесы ирландского автора в нашей стране, сделав свой театр «У моста» своего рода домом Макдонаха. «На сегодняшний день в России больше 120 постановок по пьесам Макдонаха. Я видел если не все, то многие из них. И могу сказать точно, ни у кого, кроме нас, Макдонах не получается, — утверждает режиссер Сергей Федотов. — Современными актерскими средствами эти пьесы сыграть невозможно. Здесь нужны новая эстетика, новый подход. Нужно быть предельно правдивыми. Демонстрировать суперпсихологизм, как в кино. Прежде чем поставить Макдонаха в Перми, мы с артистами просмотрели более пятидесяти ирландских фильмов. Более пятидесяти! Мы сочиняли ирландскую жизнь, в отличие от ирландцев, которым ничего выдумывать не приходится (и у них есть потрясающие спектакли по Макдонаху). Макдонах — невероятный автор. Он — гений. В нем много смешного и много трагичного. Жесткие, пронзительные и в то же время очень человечные истории, которые идут от Бога и ведут к Богу». 
   Гадать на театральной пыли, удастся ли режиссеру выполнить в «Старом доме» «золотой дубль», пока преждевременно. Но увиденное во время открытой репетиции сулит «Сиротливому Западу» хорошие перспективы. За месяц до премьеры на сцене установлены декорации, максимально точно воспроизводящие интерьеры фильма «Как Гарри превратился в дерево». 
   УБРАНСТВО, как отмечает режиссер, аутентично ирландское, хоть и составлено из мебельных раритетов, преподнесенных в дар театру новосибирскими старушками. Один из презентов — солидный стол по имени Миша (атрибуция дарительницы) — центр притяжения будущего спектакля. Вокруг этого театрального жертвенника ежедневно собирается вся творческая группа. Миша хранит обет молчания и помогает режиссеру совершать таинство. То, во что погружает Сергей Федотов своих артистов, можно считать аутогенной тренировкой, медитацией, практикой. Йогические упражнения на мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения переплетаются с профессиональным актерским тренингом, но выходит не банальная репетиция, а буквально камлание. Адепты Макдонаха издают гортанные и утробные звуки, кричат, рычат, стенают, воют, выбивают ритм ногами и кулаками, манипулируют с огнем, демонстрируя основы владения боевой магией, водят хороводы, слушают тишину, лицедействуют, импровизируют. При этом ритуальные шаманские действия взывают не к безымянным пращурам, а целенаправленно к Михаилу Чехову и Ежи Гротовскому — духовным предтечам методики Федотова. Ответ от великих духов театра будет получен совсем скоро: премьера спектакля «Сиротливый Запад» состоится 1 октября. С этого и начнется бурная премьерная деятельность «Старого дома». 
   Концепцию театрального сезона директор новосибирского драматического формулирует красиво. «Наш сезон выстроен в очень широком диапазоне и предполагает расширение границ сценического языка и способа актерского существования. Подробный остропсихологический театр, музыкально-драматическая мистерия, постмодернистское соединение слова и физического театра, современная комедия положений», — прельщает грядущими событиями Антонида Гореявчева. «Мы сегодня многое можем, — вторит коллеге главный режиссер «Старого дома» Галина Пьянова, поставившая перед собой задачу не оставлять артистов «в простое» и регулярно открывать с ними новые формы. — В нашем театре очень серьезный многогранный актерский ансамбль. Кто-то глубоко вокален. Кто-то двигается, как бог. Кто-то силен в остропсихологическом. Простите, что я так говорю, но сегодня, глядя на репетицию, я даже завидовала сама себе, что вижу такую труппу. Из этой логики и строился очень разножанровый репертуар сезона». 
   Детально премьерная афиша будет выглядеть следующим образом. В декабре тон задает главный режиссер. К школьным рождественским каникулам Галина Пьянова поставит музыкальное представление для семейной аудитории под названием «Как мартышки писали письмо Деду Морозу», а декадой раньше — 17 и 18 декабря — впервые в истории театрального Новосибирска интерпретирует пьесу молодого польского драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». 
   Структура этого текста вызывает ассоциации с классическим жанром «романа большой дороги» или, скорее, с road movie, когда путешествие в пространстве становится дорогой к себе. В согласии с жанром Масловская дает «обозрение эпохи», парад ее пороков и типов. Золотая варшавская молодежь, для развлечения решившая опуститься на дно общества, не прочь поглумиться над румынскими цыганами-попрошайками, которых в Польше называют просто румынами. Переодевшись, главные герои пьесы отправляются в безумное путешествие автостопом, поменяв сцену модной тусовки на реальные просторы своей родины. Притчевым фоном их путешествия невольно становится библейский мотив святого семейства, ищущего пристанища. Но христианские аллюзии осложняются ироничными кавычками, столь характерными для всего творчества Масловской. Мчась в пьяном угаре на другой конец Польши, герои бегут от самих себя, от скуки и безнадежности собственной жизни. 
   29 января обещана самая нестандартная премьера года, основанная на опыте альтернативного театра. «Старый дом» начинает погружение в поэтический мир патриарха московского концептуализма. Режиссер Максим Диденко найдет адекватное сценическое воплощение знаменитым «Стихам на карточках» Льва Рубинштейна. Сочетание физического театра, современной поэзии и видения одного из самых любопытных режиссеров современной России сулят необычное, медитативное и, как минимум, нескучное действо. Уже достигнута предварительная договоренность о приезде поэта на премьеру и его творческом вечере в стенах «Старого дома». 
   В апреле на сцену вновь выходит Галина Пьянова. Главный режиссер новосибирского драматического поставит пьесу А. Н. Островского «Снегурочка». Знаменитая весенняя сказка с мифологическим сюжетом войдет в пул музыкально-пластических спектаклей для взрослой аудитории. Проект получит поддержку Фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр» и порадует новосибирских театралов без преувеличения уникальной командой. Режиссер, владеющий методом театральной импровизации, осуществит попытку нового прочтения пьесы. Петербургский композитор Александр Маноцков создаст оригинальную партитуру, соединяющую ряд самостоятельных хоров-«действ» в общем разноголосом и разнодейственном событии и в конечном счете — в аккордовом одическом звучании финала. Педагог по вокалу Игорь Тюваев добьется от артистов качественного озвучания мистерии. Художник Антон Болкунов организует ирреальное пространство, а хореограф Олег Жуковский найдет пластическое решение, благодаря которому сквозь фантасмагорию проступят живые человеческие характеры. 
   В наступающем сезоне «Старый дом» также продолжит серию образовательных инициатив в рамках внерепертуарной программы. В сентябре актеры театра примут участие в проекте «Живой Чехов» и прочтут на площадке книжного магазина «Плиний Старший» чеховские произведения. В октябре состоится презентация «Актерских понедельников»: в свой законный выходной артисты театра предпочтут выйти на сцену для того, чтобы представить публике любимые литературные произведения. Если творческой команде «Старого дома» хватит времени и репетиционного места, то подопечные Галины Пьяновой организуют серию встреч для дошкольников, соединяющих кукольный театр и драматическое искусство, поработают с современной поэзией и воплотят сюжет, рожденный из регулярных тренингов и импровизаций в течение года. 
   Осенью неугомонную труппу «Старого дома» ждет мастер-класс известного российского режиссера Льва Эренбурга, руководителя «Малого драматического театра» и ученика самого Георгия Товстоногова. Спектакли Эренбурга всегда находят множество поклонников, а мастер-классы пользуются большим «спросом» у профессиональных артистов. Темой авторского тренинга в интерьерах «Старого дома» обозначена пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад». «Профессия режиссера — отбирать обстоятельства и их обострять», — утверждает Эренбург, напоминая в своих мастер-классах актерам и режиссерам о ключевых вещах этюдного метода. Возможно, рабочая встреча получит продолжение и ляжет в основу будущего спектакля. Но это уже «закваска» для следующего сезона. 
    
   

В статье упомянуты:


спектакли: