Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Время дерзких дебютантов
13 октября 2020Юлия Щеткова Новая Сибирь
Посткарантинный мир хитер на выдумки. Театры с удовольствием поменяли поднадоевший онлайн-режим на родные подмостки. Афиши пестрят премьерами, зачатыми в недрах взапертизма. В залах мелькают пустующие кресла с в меру остроумными указателями на невидимых ангелов акустики или белых кроликов, что опаздывают, но обещали вернуться. В фойе, как горячие пирожки, расходятся мерчи с изящным книксеном в сторону пандемии — прежде всего защитные маски с фирменной символикой. Да и из былой неприятности с запретом на проведение массовых мероприятий пытаются высечь искру, пока вторая волна эпидемии не накатила. Конкурс «Талантливый человек талантлив во всем» наглядно демонстрирует тот очевидный факт, что жизнь на карантине не заканчивается. Было бы время, а божий дар найдет себе лазейку. Или, как говорит один из участников баттла умелых рук и распоясавшегося вдохновения, артист театра «Старый дом» Ян Латышев: «На самом деле это сидит внутри каждого из нас».
Не имея возможности выйти на сцену, запертые в четырех стенах и пригвожденные к интернету артисты принялись творить из подручных материалов. И, надо заметить, в ход шли не только бумага и перья. Внезапно или вполне осознанно открытые таланты поражают оригинальностью и разнообразием. Стены выставочного зала украсили картины, фотографии, коллажи, интерьерные скульптуры, росписи по ткани и утварь, которую театральные актеры и режиссеры сделали своими руками во время карантина. Артистка Новосибирского театра кукол Яна Трегубова освоила жестовое пение и представила на конкурс клип, в котором исполнила вокальную композицию не только голосом, но и руками. Ведущая актриса Городского драматического театра Анастасия Неупокоева освоила лозоплетение и создала множество разнокалиберных туесков, коробов и корзин. Анна Зуева, еще одна представительница гнезда Сергея Афанасьева, погрузилась в хитросплетения кондитерского искусства и изготовила шоколадные трюфели. Солистка Новосибирского музыкального театра Светлана Дубровина начала рисовать и создала первые в своей жизни живописные полотна. «Никогда не болела этим. Никогда не рисовала. А во время пандемии подумала: а почему бы и нет? Захотелось что-то сделать своими руками, и вот пожалуйста — первый опыт», — признается артистка.
Актеры Ян Латышев (театр «Старый дом») и Артем Чернов (ГДТ) увлечены изготовлением интерьерной скульптуры. Охотно работают на заказ, но с разным материалом. Ян отдает почтение скульптурному пластилину и создает яркие, мультяшные миниатюрные статуэтки, а Артем, манипулируя гипсом, легко выходит на внушительные метровые объемы, хотя и от малоразмерных изделий не отказывается — на выставке были представлены кашпо и светильники его работы. Оба скульптора не имеют соответствующего профессионального образования, о чем ни капли не сожалеют. «Я случайно пришел в магазин, купил кусок пластилина и начал работать, — говорит Ян Латышев. — Ничему не учился, ни в какую художественную школу не ходил, но взял в руки материал и понял, что чувствую его. Это раньше, чтобы получать знания, нужен был мастер, который передавал свое мастерство. Сейчас все намного проще. Ты открываешь интернет, смотришь, что творят ребята по всему миру, какие есть техники, технологии, и пробуешь, экспериментируешь, развиваешься, когда есть вдохновение».
«Я леплю с пяти лет, — рассказывает Артем Чернов. — На более-менее профессиональном уровне — последние три года. Не использую готовые формы, не заимствую чужие идеи — все беру из головы. Занимаюсь формами от мала до велика. Работаю на заказ в своей арт-мастерской и посвящаю этому достаточно много времени. Чисто формально я без образования, но в то же время не могу сказать, что у меня его нет. Я просто слишком много этим занимался и умею ставить перед собой правильные задачи».
Актриса частного театра «13 трамвай» Дарья Воевода увлеклась за время карантина декоративной живописью и росписью по ткани. «Если говорить о возможностях, которые дала пандемия, то это прежде всего освоение новых техник. Могу ли я вот так? А эдак? А по-другому? Чем больше пробуешь, тем больше получается и в плане колористики, и в плане размеров, и в плане формы», — резюмирует Дарья.
Ее коллега по сцене актриса Дарья Макаревич свободное от театра время провела в освоении коллажных техник и признает, что это полноценный аналог медитации и замечательная форма отдыха, погружаясь в которую, ты никому ничего не должен и ни от кого ничего не требуешь: «Началось все с того, что я увлеклась фотографией. Сильно и вдохновенно. Купила с рук самую простую камеру за пять тысяч. Начала фотографировать и озадачилась вопросом индивидуального стиля. Мне казалось, что надо придумать что-то такое, чего до меня еще не было. Но ничего такого не попадалось. И вдруг Инстаграм, который умеет читать наши мысли, предложил мне курс анимации и коллажа. Я его прошла и поняла, что это именно то, что я хочу делать. И не важно, что оно не новое. Это новое для меня». На конкурс Дарья представила журнальные и цифровые коллажи — «сделанные за одну ночь на каком-то непонятном вдохновении».
Фотография привлекла и артистов Луизу Русанову (театр «Красный факел») и Тимофея Мамлина (театр «Старый дом»). У Луизы под конкурсными софитами оказался цикл актерских фотопортретов «Созвучие». «Находясь по ту сторону камеры, важно почувствовать настроение и ауру человека, которого снимаешь, а актеры очень хорошо транслируют свое внутреннее состояние (такова их природа), и я это знаю по себе. Отсюда и название: сочетание актрисы-фотографа и актеров в кадре», — аргументирует начинающий фотохудожник.
Тимофей Мамлин прицельно занялся фотографией во время самоизоляции. Азы постигал опытным путем, при необходимости обращаясь к профессионалам, обучающим программам и специальной литературе. В рамках проекта «Талантливый человек талантлив во всем» артист открыл зрителям потаенный репетиционный процесс спектакля «Петерс», участие в котором, в том числе в образе фотографа, он принимал. Всего за время создания спектакля было сделано около двух тысяч снимков. В конкурсную экспозицию попало 25 фотографий. «В выпуске любого спектакля всегда есть много фотографий с премьеры и почти никогда нет подробно запечатленных репетиций, — рассказывает ведущий артист театра «Старый дом». — Мне захотелось эту нишу восполнить и сфотографировать процесс создания спектакля, внутри которого я находился каждый день с утра до ночи. Все ко мне привыкли, никто не воспринимал меня как постороннего фотокорреспондента, я был в центре событий и мог снимать с минимальным ракурсом. Это было преимущество, которым я решил воспользоваться, и получилось то, что получилось».
Пожалуй, самым нестандартным талантом, который обнаружили в себе артисты новосибирских театров, оказалось умение буквально перевоплощаться из «служителей Мельпомены» в самых настоящих деревенских жителей и обратно. Творческий проект «Деревня» представил на суд жюри конкурса независимый театр «Понедельник выходной». Артисты провели за городом почти месяц, творчески переосмыслив деревенский быт и переплавив недюжинный сельскохозяйственный и животноводческий опыт в выставку, фильм, спектакль и музыкальный сет, премьерный показ которых состоится 16 октября в здании бывшего городского аэропорта.
Демонстрация не артистических талантов артистов показалась членам жюри конкурса столь впечатляющей, что судейская коллегия в лице художника Владимира Фатеева, поэта Юрия Татаренко и фотографа Виктора Дмитриева объявила сразу трех победителей. Первое место в конкурсе «Талантливый человек талантлив во всем» заняли Анастасия Неупокоева, Тимофей Мамлин и труппа театра «Понедельник выходной». Всем остальные участники оказались в призах и с поощрительными наградами.
Важным дополнением к конкурсным работам стали полотна, прибывшие в Россию из Франции и полностью совпавшие с идеей конкурса. Хорошо известный новосибирским театралам французский режиссер Паскаль Лярю так безудержно тосковал по своей профессии, что написал во время карантина портреты всех молодых актеров театра «13 трамвай», в репертуаре которого идет поставленный им спектакль «Бал». «Мои друзья, надеюсь, вы простите начинающего художника-любителя за эти неумелые этюды, — отметчает Паскаль Лярю в сопроводительном письме. — Не все портреты удачны. Они несовершенны технически, но они плод моих живых мыслей о вас, плод моего нежелания видеть, как нас разъединяет вирус, плод моей любви к вам, которая не иссякает со временем. Эти портреты — желание выжить и не потерять друг друга в мире, который надевает на нас маски, изолирует нас, как это ни парадоксально, чтобы нас спасти».
Выставка работ Паскаля Лярю и живописных опытов новосибирских артистов продлится в Доме актера до 16 ноября. Вход свободный.
Фото: Дарья Жбанова, Виктор Дмитриев и Евгений Никитенко
В статье упомянуты:
Люди: