Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Я беру себя в руки
24 ноября 2021Алина Горбунова Место встречи. Сибирь
Маленькая «Я». Какая она: ранимая, пугливая, беззащитная? Я беру её в руки и рассматриваю под микроскопом. Она не понимает, что над ней есть кто-то ещё и Он так активно её изучает. Тут шрам на щеке от младшей сестры, здесь шишка на коленке, которая болит уже 10 лет, а вот детские травмы. Так и делает Артём Томилов в спектакле омского Пятого театра «Артём Томилов». Его произведение — история не про излишнюю любовь к себе. Он говорит про объективную критику и даже некоторую ненависть, посаженную самим «Артёмом Томиловым» (а тут может быть любое имя) давно в детстве.
Спектакль состоит из двух актов: в первом каждый из актёров — Артём, а во втором каждый Артём — актёр в том или ином амплуа. Если кому-то из артистов нравятся сказки как жанр повествования в театре, то и читать текст он будет как присказку, любителям вестерна расскажет истории про лучшего друга Артёма, Колю, ковбой, пафосно раскуривающий незажженную сигарету. То есть вся суть спектакля содержится в одном предложении: мы — Артем Томилов.
Залезать в душу к автору всегда неприятный процесс для автора и смущающий — для зрителя. А если потом еще будет и критика о постановке или тексте, то это двойной удар по искренности. Поэтому я понимаю режиссёра, который включает в повествование ситуации, случившиеся у 90% зрителей точно. Ведь ты не можешь критиковать постановщика, если сам был в таких же обстоятельствах. Например, кто в детстве не рисовал комиксы на пару с другом вместо скучного урока? Или не лазал по гаражам. Не ссорился с мамой? А кто не просрочивал дедлайны по работе и учебе, ждал поддержки от друзей, влюблялся в конце концов? Но самое главное — кто не боялся изменений, происходящих что внутри тебя, что снаружи? Если хоть с одной описанной ситуацией ты сталкивался, то поздравляю — ты тоже Артём Томилов.
В Твиттере давно ходит шутка, что мы все один большой организм с одинаковым детством и одинаковыми родителями. Но пока другой человек не начинает откровенно рассказывать о ситуациях, ты не понимаешь, НАСКОЛЬКО шутка правдива.
Для меня история Артёма открылась на двух уровнях. Первый и самый очевидный — да, я тоже Артём Томилов.
А второй… оказывается мне тоже было необходимо посмотреть на себя со стороны. Вообще, спектакль зарождался из-за поездки режиссёра в родной город спустя 15 лет. В Омске прошли его детство и юность, а зрелый осознанный период проживался в Санкт-Петербурге. Страшно возвращаться домой после долгого перерыва. Как человек из другой страны, могу сказать, что ощущение не из приятных.
Твой маленький город — неизменный кукольный домик с воспоминаниями, в котором решительно нельзя ничего переставлять.
Есть родная школа, есть молодые лица одноклассников (которые почему-то не могут стареть спустя 15 лет) и любимые места типа заброшек и полуразрушенных детских площадок, где вы устраивали тайные собрания с друзьями. А приехав спустя время ты узнаешь, что заброшку перестроили в высотку, площадки окончательно доломали, школа закрылась на ремонт или переименована, а одноклассники (будь они здоровы) постарели и переженились. То есть кто-то без твоего ведома взял и всё поменял. Ты неосознанно раздражаешься, ведь залезли в самое главное, вверх ногами все поставили, ушли, а ты теперь разгребай. И приходится уживаться с новыми порядками: запоминать новое расположение вещей в том же, уже старом, кукольном домике.
А потом начинает накрывать плохими воспоминаниями вперемешку с воспоминаниями режиссёра. Здесь Артёма гнобили бывшие друзья, здесь ты расстался с первой любовью, здесь он сломал новую стиральную машинку, на которую давно копили родители, а вот тут ты в 10 лет сел не на тот автобус, и уже твои родители (а не Артёма) искали тебя по всему городу в течение четырех часов, обзвонив все морги с полицейскими участками. Тогда было страшно. Сейчас либо грустно, либо смешно.
Спектаклю удаётся затронуть все аспекты жизни: искреннюю любовь, взросление, конфликты с родителями, тоску по младшим сестрам и родному городу, но при этом везде сквозит тема масок, которые мы на себя примеряем. Играем в условного Альберта, в условного Артёма и условную Алину. Мне особо запомнилась вскользь брошенная фраза.
Жил десятью проектами и все были моей мечтой.
За три часа ты заново переживаешь все похороненные эмоции, хотя Артём Томилов ребёнок «девяностых», а ты, возможно, из другого поколения.
Как заявлено в описании: «спектакль о том, как создавался спектакль и в каком потоке при этом находился режиссёр». На первый взгляд всё действительно так: в зале нет особенных декораций (только два дивана и маленькая платформа) или необычного звукового сопровождения. Актёры используют портативную колонку и включают песни Меладзе между сценами. Но при этом на сцене… На сцене — психологическое зеркало, сама жизнь со всей её болью, радостями, успехами и неудачами, рассказанная от лица актёров и Артёма Томилова. Получается, что история намного сложнее: о бесконечном умирании автора в себе и возрождении в каждом зрителе, участвующем в постановке.
Личный вывод? Не удивляйся непохожести — находи бесконечные точки соприкосновения со всеми вокруг. Тогда смысл жизни будет сам постепенно отдавать тебе ключи и открывать новые миры собственного познания.
Фото: Вадим Балакин