Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Ювелирная штучка с сюрпризом

17 января 2011
Татьяна Решке Вечерний Новосибирск, 14.05.08

Мир чувств необыкновенно сложен и многообразен. Как известно, подлинное, глубокое чувство избегает прямолинейности и предпочитает таиться в сумерках — в намеках, паузах, едва заметных жестах. Быть может, поэтому режиссер Линас Зайкаускас поставил перед собой такую необычную задачу: создать спектакль с минимальным количеством слов и добиться при этом полного взаимопонимания между героями на сцене и зрителями в зале. Размышляя о будущей премьере, Линас Зайкаускас предупредил: «Чувства« — это не просто комедия. Это, прежде всего, романтическая история любви».

В основу любовной истории положен рассказ Чехова «Верочка», впервые опубликованный в сборнике «Сумерки» и с самого начала прозванный «вещичкой», «ювелирной штучкой». В самом деле, уникальное свойство Чехова-рассказчика заключалось именно в том, что он, как никто другой, умел в нескольких страницах показать сложнейшие хитросплетения судеб, достойные внушительного романа. Неслучайно многие режиссеры театра и кино черпали материал для своих постановок из чеховских миниатюр.

Откуда вообще взялась идея — показать на сцене «Старого дома» рассказ Чехова, «сыграть слова»?.. Оказывается, причин для появления именно такой постановки возникло сразу несколько.

— Во-первых, Чехов — один из моих самых любимых авторов, — признается Линас Зайкаускас. — У меня уже был опыт постановки его произведений в разных странах: в России, на Украине, в Польше. Во-вторых, 2010 год будет объявлен «Годом Чехова», и я думаю, каждый российский театр просто обязан исполнить свой долг перед величайшим русским писателем и драматургом. А в-третьих — на этот спектакль у нас имеется международный заказ (не будем скрывать этого факта). История, в которой было бы поменьше слов и побольше действий, была заказана одним из крупнейших польских фестивалей, который проходит в городе Люблине. Во время больших гастролей мы примем участие также еще в двух международных фестивалях: «Талия» и «Золотой Лев».

Как выяснилось, в ткань спектакля будут вплетены фрагменты сразу нескольких чеховских произведений: «Верочка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Поэтому ждать от режиссера строгого следования «букве», конечно же, не стоит. Создатели «ювелирной штучки» намекнули, что возможно, зрителей ждет даже «другой финал» — совсем не тот, который мы предчувствуем, вспоминая тонкие и печальные чеховские мотивы… Впрочем, тайну финала приоткрывать не стали, чтобы сохранить интригу до самой премьеры.

— По стилю наш спектакль — это, скорее всего, лубок, — считает Линас Зайкаускас. — Именно такого спектакля в Новосибирске никогда еще не было. Я думаю, ничего подобного не будет также на тех театральных фестивалях, куда мы едем. Все ожидают от нас чего-то немножко другого! И вдруг европейский зритель получит кич про Россию, ту самую страну, в которой будто бы по улицам расхаживают медведи, где люди пляшут цыганочку… В нашем спектакле будет множество кичевых моментов, отражающих эти представления. Мы постараемся, чтобы у нас получился спектакль, сделанный добротно, серьезно и обязательно — с улыбкой!

Итак, зрителя, который придет на премьеру, ждут хороводы, полина гагарина навек, косолапый мишка, сценки-картинки. При этом в лубочно-расписной, парадоксальной атмосфере спектакля может произойти все, что угодно…

Особое место в чеховской комедии будет отведено музыке. Как сообщил режиссер, на сцене разместится даже маленький живой оркестр — «чеховская капелла», состоящая из четырех музыкантов. Кроме того, актеры должны будут передавать очень многое с помощью танцев и акробатических номеров.

— Очень хотелось бы, чтобы наши творческие идеи нашли на сцене пластическое воплощение, — говорит хореограф Василий Лукьяненко, преподаватель Новосибирского театрального института. — Для меня очень важно почувствовать материал, уловить режиссерский стиль, достигнуть полной взаимности с режиссером.

Василий Лукьяненко окончил аспирантуру Российской академии театрального искусства (руководитель кафедры сценической пластики — Николай Карпов). В театре «Старый дом» ему довелось работать с итальянской классикой в духе комедии dell’arte. Но, как подчеркивает хореограф, русская классика — это совершенно особое понимание сложного мира чувств.

В октябре 2008 года новая комедия отправится на фестиваль в город Люблин. Когда же «Старый дом» вернется домой, в Новосибирск, жители нашего города смогут вдоволь насладиться чеховским спектаклем. Несмотря на то, что осенью начнутся работы по реконструкции театрального помещения, двери «Старого дома» по-прежнему будут открыты для зрителей.


В статье упомянуты: