Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

АНТИКРИЗИСНОЕ МЕСТО

21 сентября 2015
Ирина Тимофеева Ведомости
Магия проникла на сцену вместе с режиссёром Сергеем Федотовым, создателем пермского театра «У моста». Десять лет назад в пражском театре он увидел спектакль «Сиротливый запад» по пьесе Мартина МакДонаха, ирландского драматурга, о котором в России тогда ничего не знали. И это открытие перевернуло его жизнь.
— Я понял, что МакДонах — невероятный драматург. Его творчество — протест против существующего, особенно — современного чернушного театра. Это живой и настоящий автор, реалистический и очень смешной. В Перми мы поставили «Сиротливый запад» — и всё взорвалось. После России Украина, Белоруссия, Прибалтика «заболели» МакДонахом…
 
Семь лет назад первый спектакль по МакДонаху — «Калека с острова Инишмаан», над которым работал тот же Сергей Федотов — появился и в «Старом доме». Все эти годы постановка собирает неизменные аншлаги и пользуется живейшим интересом зрителей. Теперь черёд новой пьесы. Режиссёр, лауреат множества театральных премий, в том числе и «Золотой маски», обещает, что это будет «другой МакДонах» — не в его правилах повторяться.
 
— Сколько я ни смотрел постановок в России, а их сейчас более 120, не получается МакДонах почти ни у кого, — констатирует Сергей Федотов. — Я видел девять постановок в Москве, восемь в Питере — все провальные. МакДонаха невозможно играть современными актёрскими средствами — общим психологическим проявлением чувств, переживаний. Здесь требуется новая эстетика. И я рад, что в новосибирском театре «Старый дом» семь лет назад появился спектакль по МакДонаху, который актёры смогли сыграть.
 
Здесь очень живые артисты. Вы видели, как они горят? 
Как вибрируют? 
Ещё никто не знает текста, а на сцене уже есть своя атмосфера.
 
Эти артисты понимают, что надо бороться за живой театр — театр, который делали Фоменко, Эфрос, Товстоногов. Атмосфера в театре всегда идёт от артиста. Это бред, что она от музыки, света, декораций. Артисты «Старого дома» умеют излучать. А когда артист излучает энергию на сцене, он задаёт вектор потока воздуха. Видели, как дым стелился, как пепел падал? На сцене была очень мощная энергетика и магия театра.
 
27 лет назад Сергей Федотов создал в Перми театр «У моста» как альтернативу обычному театру. Он придумал его как театр энергетики, воспользовавшись системой Михаила Чехова. Артистам в нём невозможно закостенеть: «У моста» постоянно занимаются речью, пластикой, психологическим мастерством, аутотренингом, медитацией. И благодаря актёрской отдаче здесь могут играть по 60 спектаклей в месяц.
 
Каждый спектакль и каждая репетиция в пермском театре начинаются с тренинга, и это правило перенесено и в новосибирские стены. Затаив дыхание, гости открытой репетиции наблюдают за завораживающим действием на сцене, где полыхает бумага и вилки приклеиваются ко лбу артистов. В том, как создавался антураж — копия ирландского дома, тоже есть доля мистики. Рассказывает Сергей Федотов:
 
— В театр позвонила бабушка и сказала: «Хочу отдать шкафы». А они оказались ирландские! Или стол, который в центре стоял, видели? В первый день репетиций в «Старый дом» обратилась женщина и предложила этот стол. «Только пусть он обязательно играет! Его зовут Миша», — добавила она. МакДонах гений, а все гениальные авторы — Гоголь, Булгаков — притягивают магию. Вы не представляете, какое счастье эту магию распознать и через артистов транслировать в зал. Современные режиссёры дописывают автора, придумывают, как улучшить гениальных классиков. Зачем их улучшать? Впитайте его энергетику и пошлите в зал. И зал будет плакать, смеяться и уйдёт, пережив катарсис.
 
Стоит добавить, что «катарсис», или премьерные показы «Сиротливого запада», намечены на 1 и 2 октября. Вообще октябрь в «Старом доме» будет богат на события.
 
— В рамках off-программы мы продолжаем наши образовательные проекты, — отмечает директор театра Антонида Гореявчева.  — 13 октября для проведения мастер-класса к нам приезжает известный режиссёр Лев Эренбург, ученик Георгия Товстоногова, руководитель «Небольшого драматического театра» из Санкт-Петербурга. Пьеса «Вишнёвый сад», намечен этюдный метод работы — то, что предпочитает Эренбург. И мы ждём это событие с нетерпением, потому что, возможно, оно найдёт совместное продолжение.
 
В конце октября театру предстоят гастроли в Красноярск в рамках ежегодной Ярмарки книжной культуры. Новосибирцы дважды покажут спектакль «Элементарные частицы» режиссёра Семёна Александровского — про новосибирский Академгородок.
 
А в декабре настанет период новых премьер. В активную фазу работы вступит главный режиссёр театра «Старый дом» Галина Пьянова и сделает театральную интерпретацию комедии молодого польского писателя и драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Главные герои этой пьесы отправятся в безумное путешествие автостопом, в котором попытаются сбежать от себя, скуки и безнадёжности собственной жизни и попадут во множество комических ситуаций.
 
Январь подарит театралам спектакль-перфоманс по знаменитым карточкам Льва Рубинштейна, которые ещё ни разу не ставились на сцене. Попытку прочесть «Стихи на карточках» средствами физического театра предпримет современный российский режиссёр Максим Диденко, который некогда был участником театра DEREVO и сотрудничал с инженерным театром AXE.
 
Следующей знаковой премьерой станет апрельская «Снегурочка», которая позиционируется как спектакль для взрослой аудитории. Проект получил поддержку фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр» и порадует новосибирцев замечательной командой: к главному режиссёру театра «Старый дом» Галине Пьяновой присоединятся всемирно известный композитор Александр Маноцков (специально для спектакля он создаст оригинальную партитуру), педагог по вокалу Игорь Тюваев, художник Антон Болкунов и хореограф Олег Жуковский.
 
Кроме того, в театре появятся «Актёрские понедельники» с творческими заявками самих артистов, намечен ряд концертных программ и цикл детских перфомансов, в которых хороший кукольный театр будет синтезирован с драматическим искусством.
 
— В «Старом доме» сильный и многогранный актёрский ансамбль. У каждого члена труппы есть возможность проявиться в своём стиле: кто-то глубоко вокален, кто-то движется, как бог, кто-то силён в остропсихологическом репертуаре, кто-то совмещает в себе разные качества. Из этой логики и строились планы на сезон, — объясняет Галина Пьянова. — Так, репертуар получился разножанровым. Очень хочется, чтобы наш «Старый дом» во времена кризиса стал антикризисным местом, и в этих стенах можно будет просто быть рядом.

В статье упомянуты:


спектакли: