Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

08 Декабря, воскресенье

Мама-кот

подробнее>

Дачники — неудачники

28 ноября 2024
Наталья Яковлева Арт-журнал "Около"

В тёмном и прохладном ноябре в Петербург из Новосибирска приехал с гастролями театр “Старый дом” и привёз спектакль с летними мотивами — “Дачники”. Режиссёр Никита Кобелев и драматург Дмитрий Богославский значительно переработали текст Максима Горького, не потеряв главного — мотивов, и аккуратно перенесли действие в современность.

 

 

И вот собираются на свежепостроеннной даче в прекрасный летний вечер известный адвокат, актриса, инженер, врач, журналист, многодетная мать, домохозяйка и писатель. Все разговоры по русской традиции происходят на кухне, расположенной на помосте, выстроенном в середине зала, а вокруг сидят зрители (художник — Нина Абдрашитова). Создаётся ощущение, что идёт спектакль в спектакле, где зрителям предлагается не только увидеть медленное “обнажение” героев, но и непосредственную реакцию на это душевное обнажение своих соседей по залу. В какие-то моменты актёры и вовсе сойдут со сцены и сядут в зрительные кресла. Вот они уже неотличимы от тех, кто пришёл на спектакль.

 

Никита Кобелев в этом спектакле занимается откровенным препарированием среднего класса. В первом акте он выводит отчётливые типажи современных сорокалетних, этакие человеческие шаблоны, которым режиссёр будет ухмыляться, пытаться их разорвать и добраться до их человеческой сути. Журналиста Рюмина (Александр Шарафутдинов) тут всё время перебивают и попросту не слушают. Он застенчив, и при объяснении в любви хозяйке дома у него идёт носом кровь, то ли от волнения, то ли от кокаина. Сильная феминистка с чёткой жизненной позицией Марья Львовна (Наталья Немцева), пытающаяся вразумить собравшихся и вызвать у них социальную ответственность, трусливо пасует перед своей влюблённостью в юного Власа (Тимофей Мамлин), брата хозяйки. Идеальная домохозяйка Варвара (Альбина Лозовая), находясь в экзистенциальном кризисе, всё никак не может избавиться от своих инфантильных понятий о мире и внутреннего одиночества. Несмотря на это, она служит некоторым человеческим камертоном этого дома. На всякую фальшь и грязь она содрогается всем телом. Писатель Шалимов (Анатолий Григорьев), исписавшийся и в очередной раз разведённый, не желает нести ответственность за своё писательство, но с готовностью наблюдает за семейными скандалами, закатами на даче и даже на мгновение позволяет себе очароваться хозяйкой дома, обсыпав её блёстками сантиментов. Юлия (Анастасия Белинская), как Раневская, не может не играть. Играет она постоянно, то в двойное самоубийство с мужем, то развращённую богемой девочку, то в домашнем спектакле для хозяев и их гостей.

 

Все болезненные разборки семейных отношений разбавляет фарсовая комедийность семейной пары доктора Дудакова (Андрей Сенько) с супругой, домохозяйкой и матерью его пятерых детей Ольгой (Лариса Чернобаева). Где он постоянно сбегает от быта на работу, а жена отрабатывает образ “ЯжМать”. Хозяин дома — адвокат Басов (Евгений Варава), который много работает и достиг всего сам. Он хочет просто, наконец, отдохнуть на даче, выпив коньяка и сходив на рыбалку. А ему приходится играть роль альфа-самца, даже перед женой. Его друг — инженер Суслов (Виталий Саянок), создавший успешный строительный бизнес, засчёт своих нервов и некой беспринципности, самый трезвый в оценках происходящего. Он с самого начала не пытается ничего из себя изображать. Его желание — это просто обрести покой от ежеминутно терзающей его женой Юлией за старые измены, заливая антидепрессанты виски. Влас, брат Варвары и помощник адвоката, кажется единственным человеком, стремящимся урезонить эти маски, но, увы, и он сам лишь маска “максимализма молодости”. Ему в пару дана сестра Басова — перформерка Калерия (Наталья Пьянова), пытающаяся всех излечить медитацией и поющими чашами. Её перформанс по форме отстранённости похож на монолог Нины Заречной в “Чайке”. Она просто прекрасная дева, пишущая стихи, такой образ она себе избрала.

 

Артисты играют всё это чуть отстранённо, оставляя между собой и героем некий зазор. Страсти играются вхолостую, всё это создаёт правдивый эффект пустоты и холода. Дамы пьют вино и обсуждают мужей, поют популярные попсовые песни, мужчины налегают на коньяк и жарят мясо. На столе стоит макет идеального дома, он красив, но в нём не горит свет. Внутри темно и пусто. Приятный праздник новоселья оборачивается скандалами, выяснениями отношений, перманентными попытками самоубийства или желанием убить другого. Это всё нервно, страшно, фальшиво, банально и отчаянно больно. Может ли быть настоящий пистолет в сумочке у актрисы? Все эти внезапно растерявшиеся перед жизнью люди пытаются понять, как дальше жить. Дом построен, мечта исполнена, а что же дальше? Они дети девяностых, которые привыкли видеть впереди катящийся на них девятый вал. И надо что-то делать, но сил уже нет. Всё потрачено на что-то ненастоящее, на фасад. Настала точка, когда нужно выбирать, куда теперь повернуть. И тут появляется отчаянная решимость всё обрубить, перевернуть и зажить взаправду. Журналист Рюмин в попытке самоубийства призывает себя «Think positive!», но так и не может решиться убить себя или других. Варвара твёрдо решает развестись с мужем, который её не понимает. Она произносит это трижды и ложится на шезлонг. Несчастные Суслов и Юлия решают продолжать мучить друг друга в семейных отношениях, забывшись в объятиях. Влас читает стихотворение Дмитрия Воденникова и собирается покинуть это гнилое общество.

 

 

В конце все герои ложатся на шезлонги и успокаиваются, забывшись сном. А что же будет утром? Всё будет по-старому, ничего никто не изменит. Вот она — инертность среднего класса. Обнажив души, вывалив все скелеты из шкафа на кухонный стол, они выдохнут и пойдут дальше по привычной колее. Как замечает Шалимов в спектакле, “желающие маленький кусочек счастья для себя предпочитают полусладкое — горького уже хватило с лихвой”. Такой проповедью писателя завершается спектакль, в конце авторы просят зрителей поразмыслить над увиденным, чтобы ощутить послевкусие. Да, полезно бывает иногда оторвать от себя маску и взглянуть на собственное отражение в зеркале.

 

Фото Аси Минеевой


В статье упомянуты:


спектакли: