Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Драматургический апокриф

13 марта 2013
Алексей Кудинов СТС

«Старый дом» предложил зрителям очередной театральный эксперимент. Режиссер Тимур Насиров накануне представил публике драматургический апокриф – спектакль «Ксения Петербургская». Это – пьеса толяттинского драматурга Вадима Леванова, ушедшего из жизни два года назад. Ее главная героиня, роль которой в спектакле исполняют сразу три актрисы, – мифическая покровительница Северной столицы.

Саму постановку по форме вполне можно назвать спектаклем-иконой. Каждая сцена – это одно клеймо со своим коротким сюжетом и названием – «Смерть», «Преображение», «На паперти», «Мертвый поэт». Центральной частью композиции является сама Ксения Петербургская, а все остальные действующие лица составляют некий хор. Сценография спектакля предельно лаконична. Так что все внимание сконцентрировано именно на главной героине. Исполняют ее три актрисы, передавая друг другу, словно эстафетную палочку, старую шинель. Которой прикрывала наготу нищая вдова Ксения.

Ксения Петербургская – это не изобретение драматурга Леванова, а одна из главных питерских легенд. Считается, что она жила в 18-м веке. Путь юродства Ксения избрала после смерти мужа. Женщина пожертвовала свой дом церкви, облачилась в одежды супруга, бывшего придворного певчего, и в течение многих лет отзывалась только на его имя – Андрей Петров. Юродивая побиралась на паперти, ночевала где придется. И считается, что в какой-то момент у нее открылся дар провидения.

В конце 20-го века Ксению канонизировали. Но гораздо раньше юродивая укрепилась в сознании обычных людей как покровительница незамужних девушек и вообще – Петербурга. На ее могиле всегда множество паломников, которые просят заступничества. А молва приписывает Ксении множество чудесных поступков, вроде спасения жителей Ленинграда от бомбежки во время блокады. Это спектакль рассказывает как раз об этой мифической, а не канонической героини. Которая через земные страдания идет к чему-то большему вроде всеобъемлющей любви к миру. Постановка получилась пронзительной, наполненной насилием, криком и матом.

«Ксения Петербуржская» - это первый спектакль штатного режиссера театра Тимура Насирова и уже очередной эксперимент «Старого дома». Адресован он публике думающей, способной переваривать фильмы Андрея Тарковского, постановки Марка Захарова. И эта премьера – не тот случай, когда в театр можно сходить, чтобы отдохнуть там.

Смотреть видео.


В статье упомянуты:


спектакли: