Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Движение навстречу друг другу

11 декабря 2023
Анастасия Куприянова Leader's Today

 

Движение навстречу друг другу

 

Пение райских птиц и безмятежность цветущих джунглей… В Новосибирске в рамках фестиваля актуального театра «Гравитация» показали спектакль «Адам и Ева». Об особенной постановке, созданной командой на пике высоких чувств и поэтому попадающей в сердце зрителя, мы поговорили с хореографом и режиссёром Ольгой Васильевой.

 

Справка:Ольга Васильевазакончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, балетмейстер. Последние семь лет Ольга успешно работает как независимый хореограф. После получения Гран-при на конкурсе CONTEXT. Diana Vishneva прошла стажировку в Maslool-Professional Dance Programm (Тель-Авив). Участница лабораторий молодых хореографов в Мариинском театре. Многократный номинант российской национальной театральной премии «Золотая маска».

 

LT: Ольга, что побудило вас обратиться к библейской тематике и какие задачи вы ставили перед собой?

 

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА:В начале работы над спектаклем у нас была только идея, некий образ притчи. Мне хотелось сделать очень живую историю про человека и его чувства, про важность любви и момента, про отношение к жизни, как ценности. Взяв за основу традиционный сюжет, который не раскрывает, какими были первые люди, как они общались и что чувствовали, мы постарались наполнить его понятными и знакомыми многим моментами, взятыми из жизни. Премьера спектакля состоялась в апреле 2022 года в Петербурге, а в Новосибирске мы показали его уже в 15 раз. С каждым выходом на сцену в живой материи спектакля непременно что-то меняется под влиянием новой обстановки и внешних факторов. Спектакль будто разговаривает с нами, подсвечивая то одни, то другие грани повествования.        

 

В вашей версии «Адама и Евы» великолепная хореография в исполнении Юлианы Анфимовой и Максима Клочнева соединяется с возвышенной музыкой Генри Пёрселла и Эдисона Денисова, а невероятные декорации райского сада придают действию атмосферу волшебства. Расскажите, как складывался этот пазл? 

 

У нас была уникальная возможность полгода заниматься подготовкой спектакля. Всё это время мы как художники не знали, куда придём. Каждый раз встречались и что-то пробовали, импровизировали, проводили тренинги, общались, по крупицам выстраивая действие. Но было несколько ключевых факторов, которые больше всего повлияли на постановку. Незадолго до начала репетиций я стала мамой, и меня просто захлёстывала созидательная энергия. Я постоянно думала о том, как это удивительно, что из ничего вырастает целая вселенная под названием человек. Как в заботе о малыше божественное может соединяться с рутинным, проявляющимся в повседневном быту? На перекрёстке мыслей о хрупкости жизни и любви к ней, идеи о том, что мы не просто так приходим в этот мир, а для какой-то миссии, я углублялась в работу над спектаклем вместе с юными, талантливыми и трудолюбивыми танцовщиками Юлианой и Максимом. Пазл бы окончательно не сложился без участия замечательного художника Павла Брата. Несколько месяцев у себя дома в Воронеже он мастерил для спектакля райские кущи, израсходовав на это более 900 метров лески и огромное количество материала для цветов. А благодаря световым решениям режиссёра по свету Ксении Котеневой райские сады в ночном освещении начинают необычно светиться. Всё это великолепие атмосферно дополняют звуки дикой природы, которые саунд-дизайнер Дарья Анжерская извлекает из своего пульта – каждый раз по-новому.


 

Спектакль настолько наполнен движением и сложной хореографией, создающей рисунок танца, что невозможно понять, где ребята импровизируют, а где следуют чётким указаниям хореографа.

 

Весь спектакль концептуально выстроен на соединении хореографии и импровизации, которые подчёркнуты инсталляцией и музыкой. Чёткая структура лиан вверху и хаос из цветов внизу. Музыка композиторов соединяется с осязаемой тишиной и звуками природы, создавая каждый раз уникальную партитуру. 

 

На репетициях я всегда спрашиваю
танцоров, что они чувствуют, потому что мне важно
работать с личностью человека

 

Для хореографа всегда большой вызов – дать танцовщикам возможность импровизировать на сцене, ловя момент атмосферы и себя в нём. В этом спектакле для меня импровизация, с одной стороны, – это выбор концепции, а с другой – доверие к исполнителям. Но к этому состоянию свободы и диалога с собственным телом и пространством приходят через поиск форм, опыт и понимание того, какой смысл вкладываешь в каждое движение. На репетициях я всегда спрашиваю танцоров, что они чувствуют, потому что мне важно работать с личностью человека.

 

В современном танце, в отличие от того же балета, нет жёстких правил и рамок. Как тогда оценить работу постановщика? Где проходит грань между действительно обдуманным и уместным применением телесных практик и тем, когда это становится «недорогими спецэффектами»?

 

Наверное, мы и стремимся в современном танце к тому, чтобы не создавать каких-то правил, сохраняя возможность говорить и показывать то, что ты действительно чувствуешь. Хореографы очень разные. Один и тот же постановщик может сделать совершенно непохожие с точки зрения визуализации и смыслового наполнения спектакли. Современный танец даёт уникальную возможность, опираясь на своё образование и опыт танцовщика или хореографа, проявиться как автору.

 

Мы и стремимся в современном танце
к тому, чтобы не создавать каких-то правил

 

Мне кажется, что только на основании анализа и открытого диалога можно сегодня объективно говорить о постановке современного танца. То есть, когда человек не просто формулирует для себя, нравится или не нравится постановка, а может развёрнуто объяснить, почему: что отвлекало и не давало включиться в спектакль.


 

А какой совет вы дали бы неподготовленному зрителю, собирающемуся посетить такой театр?  

 

Всё просто: разрешите себе чувствовать, не блокируйте эмоции, а воспринимайте происходящее действие открыто, наполняя себя впечатлениями. Возможно, тогда происходящее на сцене отзеркалит то, что будет понятно и близко лично вам, то, что вы будете вспоминать изо дня в день, мысленно возвращаясь к увиденным образам.
Ну и приходить на представление следует, обязательно поужинав, потому что на голодный желудок воспринимать любое искусство трудно. (Улыбается.)

 

Каким вы видите будущее пластического театра в России?

 

Я, наверное, мечтатель в этом вопросе. Мне очень хотелось бы верить, что у современного танца появятся такие площадки, на которых он сможет полноценно развиваться сам. Постепенно мы к этому движемся. Потенциал у современного танца, я считаю, неисчерпаемый. Можно с уверенностью сказать, что и у нас есть своё развитие, становление и будущее, в которое я верю!

 
Фото:Виктория Назарова (портрет Ольги Васильевой), Ирина Туминене (кадры со спектакля)

В статье упомянуты: