Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Движение навстречу друг другу
11 декабря 2023Анастасия Куприянова Leader's Today
Движение навстречу друг другу
Пение райских птиц и безмятежность цветущих джунглей… В Новосибирске в рамках фестиваля актуального театра «Гравитация» показали спектакль «Адам и Ева». Об особенной постановке, созданной командой на пике высоких чувств и поэтому попадающей в сердце зрителя, мы поговорили с хореографом и режиссёром Ольгой Васильевой.
Справка:Ольга Васильевазакончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, балетмейстер. Последние семь лет Ольга успешно работает как независимый хореограф. После получения Гран-при на конкурсе CONTEXT. Diana Vishneva прошла стажировку в Maslool-Professional Dance Programm (Тель-Авив). Участница лабораторий молодых хореографов в Мариинском театре. Многократный номинант российской национальной театральной премии «Золотая маска».
LT: Ольга, что побудило вас обратиться к библейской тематике и какие задачи вы ставили перед собой?
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА:В начале работы над спектаклем у нас была только идея, некий образ притчи. Мне хотелось сделать очень живую историю про человека и его чувства, про важность любви и момента, про отношение к жизни, как ценности. Взяв за основу традиционный сюжет, который не раскрывает, какими были первые люди, как они общались и что чувствовали, мы постарались наполнить его понятными и знакомыми многим моментами, взятыми из жизни. Премьера спектакля состоялась в апреле 2022 года в Петербурге, а в Новосибирске мы показали его уже в 15 раз. С каждым выходом на сцену в живой материи спектакля непременно что-то меняется под влиянием новой обстановки и внешних факторов. Спектакль будто разговаривает с нами, подсвечивая то одни, то другие грани повествования.
В вашей версии «Адама и Евы» великолепная хореография в исполнении Юлианы Анфимовой и Максима Клочнева соединяется с возвышенной музыкой Генри Пёрселла и Эдисона Денисова, а невероятные декорации райского сада придают действию атмосферу волшебства. Расскажите, как складывался этот пазл?
У нас была уникальная возможность полгода заниматься подготовкой спектакля. Всё это время мы как художники не знали, куда придём. Каждый раз встречались и что-то пробовали, импровизировали, проводили тренинги, общались, по крупицам выстраивая действие. Но было несколько ключевых факторов, которые больше всего повлияли на постановку. Незадолго до начала репетиций я стала мамой, и меня просто захлёстывала созидательная энергия. Я постоянно думала о том, как это удивительно, что из ничего вырастает целая вселенная под названием человек. Как в заботе о малыше божественное может соединяться с рутинным, проявляющимся в повседневном быту? На перекрёстке мыслей о хрупкости жизни и любви к ней, идеи о том, что мы не просто так приходим в этот мир, а для какой-то миссии, я углублялась в работу над спектаклем вместе с юными, талантливыми и трудолюбивыми танцовщиками Юлианой и Максимом. Пазл бы окончательно не сложился без участия замечательного художника Павла Брата. Несколько месяцев у себя дома в Воронеже он мастерил для спектакля райские кущи, израсходовав на это более 900 метров лески и огромное количество материала для цветов. А благодаря световым решениям режиссёра по свету Ксении Котеневой райские сады в ночном освещении начинают необычно светиться. Всё это великолепие атмосферно дополняют звуки дикой природы, которые саунд-дизайнер Дарья Анжерская извлекает из своего пульта – каждый раз по-новому.
Спектакль настолько наполнен движением и сложной хореографией, создающей рисунок танца, что невозможно понять, где ребята импровизируют, а где следуют чётким указаниям хореографа.
Весь спектакль концептуально выстроен на соединении хореографии и импровизации, которые подчёркнуты инсталляцией и музыкой. Чёткая структура лиан вверху и хаос из цветов внизу. Музыка композиторов соединяется с осязаемой тишиной и звуками природы, создавая каждый раз уникальную партитуру.
На репетициях я всегда спрашиваю
танцоров, что они чувствуют, потому что мне важно
работать с личностью человека
Для хореографа всегда большой вызов – дать танцовщикам возможность импровизировать на сцене, ловя момент атмосферы и себя в нём. В этом спектакле для меня импровизация, с одной стороны, – это выбор концепции, а с другой – доверие к исполнителям. Но к этому состоянию свободы и диалога с собственным телом и пространством приходят через поиск форм, опыт и понимание того, какой смысл вкладываешь в каждое движение. На репетициях я всегда спрашиваю танцоров, что они чувствуют, потому что мне важно работать с личностью человека.
В современном танце, в отличие от того же балета, нет жёстких правил и рамок. Как тогда оценить работу постановщика? Где проходит грань между действительно обдуманным и уместным применением телесных практик и тем, когда это становится «недорогими спецэффектами»?
Наверное, мы и стремимся в современном танце к тому, чтобы не создавать каких-то правил, сохраняя возможность говорить и показывать то, что ты действительно чувствуешь. Хореографы очень разные. Один и тот же постановщик может сделать совершенно непохожие с точки зрения визуализации и смыслового наполнения спектакли. Современный танец даёт уникальную возможность, опираясь на своё образование и опыт танцовщика или хореографа, проявиться как автору.
Мы и стремимся в современном танце
к тому, чтобы не создавать каких-то правил
Мне кажется, что только на основании анализа и открытого диалога можно сегодня объективно говорить о постановке современного танца. То есть, когда человек не просто формулирует для себя, нравится или не нравится постановка, а может развёрнуто объяснить, почему: что отвлекало и не давало включиться в спектакль.
А какой совет вы дали бы неподготовленному зрителю, собирающемуся посетить такой театр?
Всё просто: разрешите себе чувствовать, не блокируйте эмоции, а воспринимайте происходящее действие открыто, наполняя себя впечатлениями. Возможно, тогда происходящее на сцене отзеркалит то, что будет понятно и близко лично вам, то, что вы будете вспоминать изо дня в день, мысленно возвращаясь к увиденным образам.
Ну и приходить на представление следует, обязательно поужинав, потому что на голодный желудок воспринимать любое искусство трудно. (Улыбается.)
Каким вы видите будущее пластического театра в России?
Я, наверное, мечтатель в этом вопросе. Мне очень хотелось бы верить, что у современного танца появятся такие площадки, на которых он сможет полноценно развиваться сам. Постепенно мы к этому движемся. Потенциал у современного танца, я считаю, неисчерпаемый. Можно с уверенностью сказать, что и у нас есть своё развитие, становление и будущее, в которое я верю!