Премьера

31.05.2025
С неба упали три яблока

С неба упали три яблока

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

28 Марта, пятница

Долгая счастливая жизнь

подробнее>

Эхо оттепели

21 марта 2025
Наталия Дмитриева Ведомости НСО

 

Настоящую весну, которая сильно отличается от календарной, новосибирский зритель встретит вместе с премьерой спектакля «Долгая счастливая жизнь» в постановке российского режиссёра Елены Павловой — премьерные показы пройдут 27 и 28 марта. В основе спектакля — оригинальный киносценарий лирика и мифотворца советских 60-х Геннадия Шпаликова, по которому был снят одноименный фильм, вышедший на советские экраны в 1966 году и ставший пронзительным эхом уходящей оттепели.

 

Геннадия Шпаликова часто называют «Моцартом оттепели» — за феноменальную точность, с которой он «слышал» и воспроизводил в текстах голоса современников своей эпохи. Фильмы, снятые по сценариям Шпаликова («Застава Ильича», «Я шагаю по Москве»), стали культовыми и вошли в историю российского кинематографа, но картина «Долгая счастливая жизнь», где он выступил в роли сценариста и режиссёра, сразу заняла нишу элитарного кино, претендуя на мировое признание.

 

Редкая для советского кинематографа авторская картина о сложности человеческих чувств была отмечена на международном уровне, получив гран-при фестиваля в Бергамо и высокую оценку Микеланджело Антониони — великий итальянский режиссёр был потрясён лаконичными и правдивыми приёмами Геннадия Шпаликова. А на родине картина встретила недоумение не только у зрителей, но и у специалистов в области кино — достаточно почитать сборник материалов, посвящённых «Долгой счастливой жизни», который подготовили и издали «Искусство кино» и «Подписные издания». Как часто бывает в мировом искусстве, заслуженное признание фильм получил спустя десятилетия.

 

 

— В целом, мне кажется, сложно воспринимать фильм с названием «Долгая счастливая жизнь», когда он совсем не о долгой и счастливой жизни, — считает режиссёр Елена Павлова. — Фильм ставит зрителя в некое неловкое положение: мы видим название, и у нас возникают определённые ожидания, ощущения и свои личные ассоциации с ним — и всё это рушится. Конечно, понятно: мы все хотим жить долго и счастливо. И даже когда мне говорят, что долгая счастливая жизнь на самом деле не долгая и не счастливая, я где-то там внутри себя бунтую.

 

В городке, который, как писал в своём сценарии автор, «был похож на все молодые города, возникшие в Сибири», после рабочей смены встречаются Лена и Виктор. Молодые люди, как предписано сюжетными канонами, чувствуют взаимный интерес — они романтично и целомудренно гуляют по городу, смотрят в местном ДК спектакль «Вишнёвый сад», который привёз в городок легендарный МХАТ, говорят о силе чувств и ответственности за них, и кажется, что их ждёт счастливый финал из серии «люди встречаются, женятся». Лично мне показалось, что Геннадий Шпаликов в своём фильме очень тонко иронизировал над каноническим образом настоящего советского человека, который если влюбляется, то сразу на всю жизнь и с непременным ЗАГСом. И поэтому приготовил финал, который разорвал советских киноведов на тысячи маленьких критиков: Лена утром приезжает к Виктору в гостиницу вместе со своей маленькой дочкой, а тот спасается бегством под предлогом «надо сходить позвонить». Интересный факт, когда советские киноведы интеллигентно спорили на тему «Кто из героев виноват в расставании?», то мнения серьёзно разделились: одни упрекали девушку в инфантилизме и безрассудстве (ещё и ребёнка с собой взяла!), другие обвиняли Виктора в трусости, считая, что «мужчины так не поступают». Но в своём спектакле режиссёр Елена Павлова намеренно уходит от оценочных клише, предпочитая исследовать историю Лены и Виктора в постсоветском пространстве коллективных установок, где «мне уже 29 лет», «часики-то тикают» и «что скажут люди». Был ли шанс у Лены и Виктора на «долгую счастливую жизнь»? И насколько она осуществима в реальности?

 

 

— «Долгая счастливая жизнь» — фраза, которая нам досталась в наследство от 60-х, — говорит режиссёр. — Она звучит и как установка, и как мечта. Она безумно конкретна, но также безумно неуловима. Персонажи нашего спектакля существуют в звуковом пространстве этой фразы, и все они стремятся к этой долгой счастливой жизни. На первый план выходит история Лены и Виктора. И через развитие их отношений мы наблюдаем за долгой и счастливой жизнью, которая либо прошла, либо не началась, либо проходит в данную минуту, когда мы сидим в зрительном зале.

 

«Долгая счастливая жизнь» Елены Павловой — это спектакль-полифония, где герои имеют свой собственный музыкальный голос, а фраза «долгая счастливая жизнь» становится своеобразным камертоном, которая настраивает общее лирическо-экзистенциальное сценическое пространство. Музыкальная партитура спектакля написана композитором Екатериной Куличевой специально для «Старого дома» — зрителя ждёт авторское музыкальное осмысление киносценария Геннадия Шпаликова.

 

Театр приготовил и премьерную программу. 28 марта в 16:00 в кинокомплексе «Победа» пройдёт интересное предпремьерное событие: научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва) Григорий Скоробогатов прочтёт лекцию о Геннадии Шпаликове, которая входит в его авторский цикл «Про кино: легенды XX века». Программа будет посвящена единственному фильму Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», где поэт, знаковая личность поколения шестидесятников, показал себя как мастер, тонко чувствующий кино и чутко реагирующий на своё время. Этот культурологический проект стал коллаборацией ГМИРЛИ имени В.И. Даля и театра «Старый дом» — в контексте просветительской миссии театра.

 

Фото предоставлено пресс-службой театра «Старый дом»


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: