Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Ибсена ждет тотальный апгрейд

27 august 2013
Юлия Щеткова Новая Сибирь

ДОЛГОЖДАННЫЙ летний покой «Старому дому» только снится. С аншлагом отыграв финальную премьеру сезона, труппа с головой окунулась в новую работу. На смену репетициям по-французски (на сцене театра обосновалась гордая и безудержно нежная Франсуаза Саган) пришли авторские мастер-классы по-итальянски. Руководителем уникального тренинга выступил режиссер-экспериментатор Антонио Лателла, чей творческий гений в прошлом сезоне принес новосибирскому драматическому бурный успех и первую московскую гастроль. Целью нынешнего визита итальянского маэстро стала подготовка спектакля по пьесе Генрика Ибсена, внесшего свою лепту в создание европейского театра новой формации, что синьор Лателла продолжает с поправкой на время и манер. 
   Новосибирск, пожалуй, далек от передовой европейской театральной революции, однако эхо тамошней смены вех до нас нет-нет да долетает. В 2011 году очутившийся в Сибири неаполитанский режиссер Антонио Лателла заглянул для знакомства на огонек новосибирского драматического. Этому поспособствовал давний приятель «Старого дома» питерско-шведский режиссер Александр Нордштрем. Местным театральным обозревателям приходилось по крупицам выуживать из мировой паутины информацию о новом персонаже, с трудом продираясь сквозь красоты итальянского языка, живописующие дерзкий путь и художественные пристрастия постановщика. Среди оных, между прочим, значились шокирующие откровения на сцене «Ла Скала», выпады против всесильной итальянской мафии на германских подмостках и такие антраша с главными артефактами масскульта, каких наша сценическая реальность доселе не допускала. Сейчас — другое дело. Сегодня Антонио Лателла — первооткрыватель и орел, почти что крестный отец проевропейского театра на стародомовских подмостках и бесспорный фаворит креативной молодежи, которая откровенно восторгается его неформатным мышлением и феноменальным даром извлекать из актера подлинное нутро. Недаром за плечами синьора — серьезная школа и солидная практика. 
   Творческая карьера Антонио Лателла началась в начале 1980-х годов. В 17 лет юноша из маленького итальянского городка Кастелламмаре ди Стабия отправился в Турин, чтобы изучить актерское мастерство на курсах режиссера Франко Пассаторе при «Театро Стабиле». Вскоре начинающий артист переехал во Флоренцию и поступил в легендарную Театральную Боттегу, где принялся оттачивать свои профессиональные навыки под руководством знаменитого австро-итальянского актера и режиссера Витторио Гассмана. Следующие пятнадцать лет Антонио Лателла проработал актером в различных театральных труппах Италии, а в 1998 году дебютировал в качестве режиссера-постановщика. Четырнадцать лет режиссерской работы принесли Лателла сотрудничество с театрами Италии и Германии, работу с международной театральной труппой, участие в знаковых европейских фестивалях, четыре национальные театральные премии и славу самого неистового постановщика современных Апеннин. 
   В попытках сотворить свой авторский театр Антонио Лателла освоил внушительный список шедевров мировой драматургии. Даже реализовал себя в оперной режиссуре, представив итальянским меломанам свежие интерпретации Монтеверди, Глюка, Беллини и Пуччини. В 2006 году Антонио Лателла был назначен руководителем одного из курсов при Йcole des Maоtres, став на этом посту преемником Ежи Гротовского, Дарио Фо и Эймунтаса Някрошюса. В 2010 году итальянский режиссер взял на себя функции художественного руководителя неаполитанского Nuovo Teatro Nuovо, а год спустя создал собственную передвижную компанию STABILE/MOBILE. В 2012 году Антонио Лателла стал приглашенным режиссером новосибирского драматического театра «Старый дом», на сцене которого реализовал один из главных международных проектов прошлого сезона — спектакль-трилогию «Электра. Орест. Ифигения в Тавриде». 
   Театральный цикл по мотивам Еврипида по праву можно считать поворотным событием в новейшей истории «Старого дома». То ли европейская метода пришлась ко двору, то ли количество наконец-то перешло в качество, но именно Антонио Лателла удалось зажечь новое актерское поколение и вернуть на сцену новосибирского драматического полноценный актерский ансамбль, мощный, гуттаперчевый и живой. «К счастью, в лице Антонио Лателла мы нашли очень талантливого режиссера и опытного педагога, который, в самом деле, сумел сплотить команду молодых артистов театра в 2011 году, а сегодня они уже узнаваемы и очень востребованны, — резюмирует директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Спектакль «Трилогия» стал визитной карточкой нашего театра, и мы логично приложили все усилия, чтобы продолжить сотрудничество с Антонио и его чрезвычайно профессиональной командой — художницей Грациеллой Пепе и хореографом Франческо Манетти. Раскроем секрет названия — это будет «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсена». 
   Работа над новым проектом пошла по проторенному «Трилогией» пунктирному пути — в несколько насыщенных этапов с продолжительными паузами для усвоения материала. Первая встреча итальянского режиссера с новосибирскими артистами состоялась в конце июня — начале июля. Вторая случится зимой. Завершится постановочный процесс в феврале. Стартовый мастер-класс, хотя и задумывался не более чем предчувствием будущей постановки, обернулся работой на износ. За неделю ежедневных двенадцатичасовых репетиций Антонио Лателла окончательно определился с актерским составом спектакля (к участникам «Трилогии» прибавились дебютанты нынешнего сезона), познакомил актеров со своим видением материала и погрузил команду в настроение и атмосферу нового «Пер Гюнта». Пока же артисты бродили по лабиринтам профессии, творческая группа спектакля постаралась соотнести разработанную концепцию художественного и пластического оформления спектакля с техническими возможностями камерного пространства «Старого дома». 
   Подробная информация о том, каким именно будет Ибсен в редакции иноземного маэстро, пока держится в строжайшем секрете. Известно лишь, что классическую пьесу норвежского драматурга ждет тотальный апгрейд. 
    


The article mentions:


perfomances: