Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

26 Апреля, пятница

Мама-кот

подробнее>

Ибсена ждет тотальный апгрейд

27 августа 2013
Юлия Щеткова Новая Сибирь

ДОЛГОЖДАННЫЙ летний покой «Старому дому» только снится. С аншлагом отыграв финальную премьеру сезона, труппа с головой окунулась в новую работу. На смену репетициям по-французски (на сцене театра обосновалась гордая и безудержно нежная Франсуаза Саган) пришли авторские мастер-классы по-итальянски. Руководителем уникального тренинга выступил режиссер-экспериментатор Антонио Лателла, чей творческий гений в прошлом сезоне принес новосибирскому драматическому бурный успех и первую московскую гастроль. Целью нынешнего визита итальянского маэстро стала подготовка спектакля по пьесе Генрика Ибсена, внесшего свою лепту в создание европейского театра новой формации, что синьор Лателла продолжает с поправкой на время и манер. 
   Новосибирск, пожалуй, далек от передовой европейской театральной революции, однако эхо тамошней смены вех до нас нет-нет да долетает. В 2011 году очутившийся в Сибири неаполитанский режиссер Антонио Лателла заглянул для знакомства на огонек новосибирского драматического. Этому поспособствовал давний приятель «Старого дома» питерско-шведский режиссер Александр Нордштрем. Местным театральным обозревателям приходилось по крупицам выуживать из мировой паутины информацию о новом персонаже, с трудом продираясь сквозь красоты итальянского языка, живописующие дерзкий путь и художественные пристрастия постановщика. Среди оных, между прочим, значились шокирующие откровения на сцене «Ла Скала», выпады против всесильной итальянской мафии на германских подмостках и такие антраша с главными артефактами масскульта, каких наша сценическая реальность доселе не допускала. Сейчас — другое дело. Сегодня Антонио Лателла — первооткрыватель и орел, почти что крестный отец проевропейского театра на стародомовских подмостках и бесспорный фаворит креативной молодежи, которая откровенно восторгается его неформатным мышлением и феноменальным даром извлекать из актера подлинное нутро. Недаром за плечами синьора — серьезная школа и солидная практика. 
   Творческая карьера Антонио Лателла началась в начале 1980-х годов. В 17 лет юноша из маленького итальянского городка Кастелламмаре ди Стабия отправился в Турин, чтобы изучить актерское мастерство на курсах режиссера Франко Пассаторе при «Театро Стабиле». Вскоре начинающий артист переехал во Флоренцию и поступил в легендарную Театральную Боттегу, где принялся оттачивать свои профессиональные навыки под руководством знаменитого австро-итальянского актера и режиссера Витторио Гассмана. Следующие пятнадцать лет Антонио Лателла проработал актером в различных театральных труппах Италии, а в 1998 году дебютировал в качестве режиссера-постановщика. Четырнадцать лет режиссерской работы принесли Лателла сотрудничество с театрами Италии и Германии, работу с международной театральной труппой, участие в знаковых европейских фестивалях, четыре национальные театральные премии и славу самого неистового постановщика современных Апеннин. 
   В попытках сотворить свой авторский театр Антонио Лателла освоил внушительный список шедевров мировой драматургии. Даже реализовал себя в оперной режиссуре, представив итальянским меломанам свежие интерпретации Монтеверди, Глюка, Беллини и Пуччини. В 2006 году Антонио Лателла был назначен руководителем одного из курсов при Йcole des Maоtres, став на этом посту преемником Ежи Гротовского, Дарио Фо и Эймунтаса Някрошюса. В 2010 году итальянский режиссер взял на себя функции художественного руководителя неаполитанского Nuovo Teatro Nuovо, а год спустя создал собственную передвижную компанию STABILE/MOBILE. В 2012 году Антонио Лателла стал приглашенным режиссером новосибирского драматического театра «Старый дом», на сцене которого реализовал один из главных международных проектов прошлого сезона — спектакль-трилогию «Электра. Орест. Ифигения в Тавриде». 
   Театральный цикл по мотивам Еврипида по праву можно считать поворотным событием в новейшей истории «Старого дома». То ли европейская метода пришлась ко двору, то ли количество наконец-то перешло в качество, но именно Антонио Лателла удалось зажечь новое актерское поколение и вернуть на сцену новосибирского драматического полноценный актерский ансамбль, мощный, гуттаперчевый и живой. «К счастью, в лице Антонио Лателла мы нашли очень талантливого режиссера и опытного педагога, который, в самом деле, сумел сплотить команду молодых артистов театра в 2011 году, а сегодня они уже узнаваемы и очень востребованны, — резюмирует директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Спектакль «Трилогия» стал визитной карточкой нашего театра, и мы логично приложили все усилия, чтобы продолжить сотрудничество с Антонио и его чрезвычайно профессиональной командой — художницей Грациеллой Пепе и хореографом Франческо Манетти. Раскроем секрет названия — это будет «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсена». 
   Работа над новым проектом пошла по проторенному «Трилогией» пунктирному пути — в несколько насыщенных этапов с продолжительными паузами для усвоения материала. Первая встреча итальянского режиссера с новосибирскими артистами состоялась в конце июня — начале июля. Вторая случится зимой. Завершится постановочный процесс в феврале. Стартовый мастер-класс, хотя и задумывался не более чем предчувствием будущей постановки, обернулся работой на износ. За неделю ежедневных двенадцатичасовых репетиций Антонио Лателла окончательно определился с актерским составом спектакля (к участникам «Трилогии» прибавились дебютанты нынешнего сезона), познакомил актеров со своим видением материала и погрузил команду в настроение и атмосферу нового «Пер Гюнта». Пока же артисты бродили по лабиринтам профессии, творческая группа спектакля постаралась соотнести разработанную концепцию художественного и пластического оформления спектакля с техническими возможностями камерного пространства «Старого дома». 
   Подробная информация о том, каким именно будет Ибсен в редакции иноземного маэстро, пока держится в строжайшем секрете. Известно лишь, что классическую пьесу норвежского драматурга ждет тотальный апгрейд. 
    


В статье упомянуты:


спектакли: