Хореографический спектакль «Адам и Ева» — это рассказ о первобытном вневременном пространстве, где протолюди появляются на свет, осознают себя и становятся людьми вместе. Они — единое целое, поэтому путь радости и горя первые мужчина и женщина проходят вдвоём.
Когда речь идет о театре, мы часто представляем себе историю и актеров, которые с помощью диалогов и действий приходят к истине. Но театр не всегда такой. Представьте сцену усыпанную цветами и двух актеров, которые рассказывают свою историю с помощью языка тела. Именно таким был спектакль креативной группы Vasylyeva Dance Company «Адам и Ева», поставленный на площадке «Старого дома» в рамках фестиваля «Гравитация».
Мы видим до боли знакомый библейский сюжет, по-своему переосмысленный и интерпретированный.
Для меня важно говорить о том, зачем мы приходим в этот мир. Чтобы существовать и чувствовать друг друга? Ради любви? Поддержки? Здесь важен диалог между людьми, которые ничего не знают. Они исследуют мир, друг друга, а значит, и себя, — Ольга Васильева, режиссер.
Нечеловеческий, звероподобный потерянный взгляд Адама встречает зрителя. Его блуждания по цветочным джунглям Рая похожи на бессмысленное движение в стремлении найти себя. В цветах, будто из-под земли рядом с Адамом возникает Ева, рожденная из его ребра. Черная одежда словно тёмная материя покрывает обоих. Они странные, непонятные и неизвестные друг для друга. Будто звери они принюхиваются и притрагиваются друг к другу, ещё не зная, что их ждёт впереди.
Гавайские мотивы
Огромные цветочные лианы здесь выступают не как декорация, а как полноценная инсталляция. Вся сцена — яркие цветочные джунгли, абстрактный рай, который может располагаться на любой территории.
По словам, Павла Брата, художника-сценографа, всё, что мы видим в пространстве актеров, найдено на кладбищенских свалках. 121 килограмм и несколько сотен метров лепестков, которые когда-то украшали похоронные венки, сейчас отсылают нас к двум концептуально важным для художника вещам: языческой традиции захоронения и приветственным гавайским венкам. Это двуединство дает зрителю возможность по-разному интерпретировать постановку и переосмыслить фундаментальные тайны рождения и смерти человека.
Если знать концепцию, можно по-другому смотреть кладбища. Там создается вечный прекрасный мир, практически Райский сад из нетленных цветов. — Павел Брат, художник-сценограф.
Сама инсталляция, по словам постановщика, состоит из Верхнего и Нижнего мира и Древа Жизни, которое их связывает и отсылает к языческому мировосприятию.
Божественные мелодии
Спектакль сопровождает барочная музыка Генри Перселла и современные природные треки Эдисона Денисова. Если первый передает ощущение духовного и возвышающего историю Адама и Евы, то второй погружает в неосознанное и необъяснимое. За фактуру земли, воды и неба отвечают нелинейные, хаотичные мелодии. Так, Персолл отвечает в спектакле за Космос, а Денисов — за Хаос.
Дарья Анжерская, звукорежиссер, даже включила в музыкальное полотно молитвы христианских конфессий на разных языках, естественные звуки термальных источников и стука сердца. Это помогает воспринимать спектакль интуитивно, на подсознательном уровне.
У них нет готового сценария
На протяжении всего повествования режиссер расставил ключевые точки, без которых невозможна история, однако большая часть постановки — импровизация на тему отношений двух незнакомых друг другу людей.
В чем прелесть танца — он многогранен, и через ощущения и пластику можно передать это более точно, и это диалог. Мне интересно как раз общаться со зрителем, выстраивать с ним коммуникацию, — Максим Клочнев, артист.
Важно не понимание, а ощущение. Если ты пытаешься понять ощущение, то оно притупляется и в какой-то момент гаснет. Иногда голову лучше отключить, и довериться своим чувствам, — Юлиана Анфимова, артист.
Погружение в живое пространство танца держит тебя до последнего, когда несчастных изгоняют из Райского сада. Ты чувствуешь и сопереживаешь. Может быть, ты даже не поймешь, что произошло внутри тебя. Это и не важно. Важно быть сопричастным, просто ощущать и в один момент найти ту незримую грань между пластикой и повествованием, между тобой и искусством.
«Играйте со своим разумом» — говорят создатели спектакля и побуждают зрителя ещё долго думать, где же на сцене был Бог, когда Ева совершила грех, и как они пережили с Адамом свою трагедию. С достоинством? С печалью? С жалостью? Здесь нет однозначного ответа, потому что он таится внутри каждого из нас.
Авторы: Василиса Бондаренко, Елена Рощупкина