Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

04 Мая, суббота

Идиот

подробнее>

Сначала было слово… или человек?

26 октября 2023
Василиса Бондаренко Место встречи. Сибирь

 

Хореографический спектакль «Адам и Ева»  — это рассказ о первобытном вневременном пространстве, где протолюди появляются на свет, осознают себя и становятся людьми вместе. Они — единое целое, поэтому путь радости и горя первые мужчина и женщина проходят вдвоём. 

 

Когда речь идет о театре, мы часто представляем себе историю и актеров, которые с помощью диалогов и действий приходят к истине. Но театр не всегда такой. Представьте сцену усыпанную цветами и двух актеров, которые рассказывают свою историю с помощью языка тела. Именно таким был спектакль креативной группы Vasylyeva Dance Company «Адам и Ева», поставленный на площадке «Старого дома» в рамках фестиваля «Гравитация».

 

Мы видим до боли знакомый библейский сюжет, по-своему переосмысленный и интерпретированный. 

 

Для меня важно говорить о том, зачем мы приходим в этот мир. Чтобы существовать и чувствовать друг друга? Ради любви? Поддержки? Здесь важен диалог между людьми, которые ничего не знают. Они исследуют мир, друг друга, а значит, и себя, — Ольга Васильева, режиссер. 

 

Нечеловеческий, звероподобный потерянный взгляд Адама встречает зрителя. Его блуждания по цветочным джунглям Рая похожи на бессмысленное движение в стремлении найти себя. В цветах, будто из-под земли рядом с Адамом возникает Ева, рожденная из его ребра. Черная одежда словно тёмная материя покрывает обоих. Они странные, непонятные и неизвестные друг для друга. Будто звери они принюхиваются и притрагиваются друг к другу, ещё не зная, что их ждёт впереди. 

 

 

Гавайские мотивы

 

Огромные цветочные лианы здесь выступают не как декорация, а как полноценная инсталляция. Вся сцена — яркие цветочные джунгли, абстрактный рай, который может располагаться на любой территории. 

 

По словам, Павла Брата, художника-сценографа, всё, что мы видим в пространстве актеров, найдено на кладбищенских свалках. 121 килограмм и несколько сотен метров лепестков, которые когда-то украшали похоронные венки, сейчас отсылают нас к двум концептуально важным для художника вещам: языческой традиции захоронения и приветственным гавайским венкам. Это двуединство дает зрителю возможность по-разному интерпретировать постановку и переосмыслить фундаментальные тайны рождения и смерти человека. 

 

Если знать концепцию, можно по-другому смотреть кладбища. Там создается вечный прекрасный мир, практически Райский сад из нетленных цветов. — Павел Брат, художник-сценограф.

 

Сама инсталляция, по словам постановщика, состоит из Верхнего и Нижнего мира и Древа Жизни, которое их связывает и отсылает к языческому мировосприятию.

 

 

Божественные мелодии

 

Спектакль сопровождает барочная музыка Генри Перселла и современные природные треки Эдисона Денисова. Если первый передает ощущение духовного и возвышающего историю  Адама и Евы, то второй погружает в неосознанное и необъяснимое. За фактуру земли, воды и неба отвечают нелинейные, хаотичные мелодии. Так, Персолл отвечает в спектакле за Космос, а Денисов — за Хаос. 

 

Дарья Анжерская, звукорежиссер, даже включила в музыкальное полотно молитвы христианских конфессий на разных языках, естественные звуки термальных источников и стука сердца. Это помогает воспринимать спектакль интуитивно, на подсознательном уровне. 

 

 

У них нет готового сценария

 

На протяжении всего повествования режиссер расставил ключевые точки, без которых невозможна история, однако большая часть постановки — импровизация на тему отношений двух незнакомых друг другу людей.

 

В чем прелесть танца  — он многогранен, и через ощущения и пластику можно передать это более точно, и это диалог. Мне интересно как раз общаться со зрителем, выстраивать с ним коммуникацию, — Максим Клочнев, артист.

 

Важно не понимание, а ощущение. Если ты пытаешься понять ощущение, то оно притупляется и в какой-то момент гаснет. Иногда голову лучше отключить, и довериться своим чувствам, — Юлиана Анфимова, артист.

 

 

Погружение в живое пространство танца держит тебя до последнего, когда несчастных изгоняют из Райского сада. Ты чувствуешь и сопереживаешь. Может быть, ты даже не поймешь, что произошло внутри тебя. Это и не важно. Важно быть сопричастным, просто ощущать и в один момент найти ту незримую грань между пластикой и повествованием, между тобой и искусством.

 

«Играйте со своим разумом» — говорят создатели спектакля и побуждают зрителя ещё долго думать, где же на сцене был Бог, когда Ева совершила грех, и как они пережили с Адамом свою трагедию. С достоинством? С печалью? С жалостью? Здесь нет однозначного ответа, потому что он таится внутри каждого из нас.

 

Авторы: Василиса БондаренкоЕлена Рощупкина


В статье упомянуты: