Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

TODAY IN THEATER

25 April, Thursday

Misunderstanding

more details>

Всероссийская премьера: В Новосибирске поставили спектакль «Цемент» о постреволюционной России

15 june 2020
Кристина Васильева ЧС-Инфо

Сценография спектакля "Цемент"

 

«Цемент» в России никогда не ставили. Пьесу Хайнера Мюллера представляли лишь в формате читок, режиссерских эскизов, единоразовых и закрытых показов. Теперь же полноценный спектакль, изначально появившийся тоже в формате эскиза еще два года назад, войдет в постоянный репертуар «Старого дома».

 

Пьесу Мюллер написал в 1972 году по одноименному роману Федора Гладкова, который изображает Советский Союз к концу Гражданской войны. Вернувшийся с Гражданской войны слесарь Глеб Чумалов застает лишь руины: развалившуюся семью и развалины вместо цементного завода, на котором он работал. Его пережившая насилие, разруху и голод жена стала неузнаваемой, а дочь Нюрка умирает от голода в детском доме. Глеб хочет оживить цементный завод, а для этого ему и самому нужно научиться быть машиной. Он выступает главным борцом за труд, а восстановление завода – это не что иное как символ строительства социализма. Но герои строят будущее, по сути, ни для кого.

 

 

«1917-1921 годы — время, когда идеи разделяют все люди без исключения. Остаться в стороне невозможно. У тебя никто не спрашивает, хочешь ты изменений или нет, но только от тебя зависит, на чьей ты окажешься стороне. И часто этот выбор фатален. “Цемент” — пьеса о том времени. Но история повторяется, и в любой момент все может опять вернуться в исходную точку фундаментального кризиса, – говорит режиссер-постановщик «Цемента»Никита Бетехтин. – 1921 год – одно из самых тяжелых времен в истории России: повсеместный голод, разрушена страна, разрушено железнодорожное сообщение, искорежены вагоны, заводы, стоят корабли, в стране нет хлеба… Разваленная страна и вспышка какой-то идеи 1917 года о том, что они строят новое будущее и новую страну. Постепенно вера в эту идею за три года доходит до минимума».

 

Режиссер отмечает, что оба текста «Цемента» – и Гладкова, и Мюллера – «очень странно перекликаются» с сегодняшним днем. «Ощущение, что Мюллер написал очень тревожное предупреждение, пророчество», добавляет он.

 

«Это интересно и сложно.
Человек, который бился за идею, возвращается, и уже нет дома, и нет жены, и нет дочери. Человек возвращается и видит, что нет ничего, за что он боролся»

Ян Латышев,
исполнитель роли Глеба Чумалова

 

Актерам, играющим коммунистов, пришлось поработать, чтобы создать на сцене именно то время, именно постреволюционную Россию. Характерно всё: жесты, ритмика, интонация.

 

«Мы очень долго работали над тем, чтобы у ребят была пластика, плакатность. Мы вдохновлялись великими советскими фундаментальными фильмами, мы смотрели Дзигу Вертова. Я с удовольствием сам пересмотрел классику советского кино и ребятам давал эту классику, чтобы мы вдохновлялись этим. Ребята, которые играют коммунистов, – что они знают об этом времени? Что я знаю об этом времени? – задается вопросом Никита Бетехтин. –Приходилось из осколков собирать то время, из строчек выискивать то, что нам интересно. А нам было интересно, что, оказывается, у них была идея».

 

Репетиции спектакля "Цемент"

 

Макет сценографии спектакля "Цемент"

 

Создавая сценическое пространство, команда постановщиков опирались на кубофутуризм, характерный для начала 20 века, супрематизм и плакатность. Так, специально для постановки создали очень сложный и интересный объект из 250 шпал, сделанный по принципу игольчатого экрана. Как отметил художник постановщик Александр Мохов, «геометризация пространства, структурность позволила уйти от “бытового” реалистического восприятия текста и подчеркнула связь между мифологизированной раннесоветской историей и античным мифом».

 

Кстати, что касается античного мифа, то Хайнер Мюллер часто возвращается к античным героям в своем творчестве. В «Цементе» также появляются их «аналоги» – Медея, Ясон, Одиссей… И в результате история о постреволюционной России становится похожей и на античный миф, и на сегодняшнюю реальность одновременно.


The article mentions:


Peoples:

perfomances: