Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Героя больше нет

16 ноября 2021
Наталия Дмитриева ВЕДОМОСТИ НСО

Lё Тартюф. Комедия

Lё Тартюф. Комедия

 

За две недели фестиваля «ХАОС» представил широкую палитру современного сценического мейнстрима: от хореографических перфомансов и инклюзивных спектаклей в программе шоукейса новосибирских независимых театров до основной программы, в которую вошли 14 громких российских постановок. О том, как это было, какие смыслы и новые тенденции рождались из «ХАОСа», рассказывают культурные обозреватели «Ведомостей».

 

Перед лицом фатума

 

Бесы Достоевского

Бесы Достоевского

 

Сегодня актуальный театр определяется идеей искусства-потока, когда спектакль съезжает с укатанной колеи традиционного рассказа о событии и сам становится фаб­рикой события. А драматический конф­ликт, который всегда решался с помощью главного героя, теперь строится на экзистенциальных состояниях жизни, в которых от человеческой воли и поступков мало что зависит. Поэтому современная сценическая практика жёстко ломает все театральные каноны и выбрасывает зрителя в поле массмедийных провокаций, где «внутреннее событие» зрителя формирует целый арсенал технических приёмов — к примеру, та же трансляция сценической жизни на большие экраны. Кстати, на этом приёме были построены два фестивальных спектакля — «Бесы Достоевского» Константина Богомолова («Театр на Бронной») и «Тайм-аут» Петра Шерешевского («Красный факел»). В «Бесах» вообще 70% сценического оформления занимают плазмы, где основное действие и разворачивается.

 

— В «Бесах» мы ушли от традиционных придыханий, с которыми в России принято говорить о Достоевском, — рассказывает исполнитель роли Верховенского . — Клише создаёт безопасную дистанцию для зрителя — всё так привычно и удобно, ты посмотрел своего любимого Достоевского. Ничего у зрителя не колыхнулось, он похлопал, съел в буфете шоколадку и пошёл спокойный домой. Но это не наш вариант.

 

Если Достоевского влёк «алгоритм» мучительной погибели, на которую запретное сладострастие толкает человека, то Богомолова влечёт провокация: он убирает традиционный надрыв и превращает сцену признания Ставрогина в изнасиловании Матреши в сеанс психотерапии, где клиент всегда прав и имеет право на поддержку. «Ну, да, — как бы говорит режиссёр. — И такое есть». Вообще, сам спектакль напоминает путь гештальтиста — без оценок, без самолюбований, ровный и холодный тон наблюдателя, следящего за здесь и сейчас. «Так мы есть и гештальт-театр», — сказал Никита Ефремов.

 

Чернобыльская молитва

Чернобыльская молитва

 

Театр посягнул и на систему Станиславского, отринув силу сквозного действия: вместо событий, вытекающих одно из другого, перед зрителем разворачивается разнородный поток. И в спектакле становится главным не «Маша любит Петю», а отношение Маши или Пети к жизни в целом: герои «не видят» друг друга, они смотрят в лицо реальности. И иногда — враждебной. Ярким примером такой тенденции стал спектакль «Чернобыльская молитва» Дмитрия Егорова («Никитинский театр»), в котором герои, пережившие катастрофу, смотрят в лицо безжалостной правде и рассказывают о ней зрителю. «Невзаимодействие» даёт сильнейший образ мира, где живая стихия и фатум не поддаются нашему контролю. Зрителю не нужно следить за причинно-следственными связями и ломать голову над особенностями характеров героев — он находится в потоке собственных рефлексий, которые и становятся для него главным событием.

 

Тартюф. Комедия.

Lё Тартюф. Комедия

 

Некоторые режиссёры, чьи работы новосибирская публика увидела на «ХАОСе», говорили о гибельной силе системы — сегодня как никогда актуальна повестка «маленький человек перед лицом чего-то большого и грозного». О железной пятке, перед которой равны все «наши-ваши», шла речь в «Lё Тартюф» Юрия Муравицкого («Театр на Таганке») и в «Заносе» Юрия Квятковского («Практика»). В первом случае — бездушный демиург ударом кулака разломал бумажный «приют комедиантов», где актёры на радость публике ломали комедию. Во втором — вдребезги разбил «стеклянный зверинец» миллионера-патриота. Сегодня самый главный конфликт — между личностью и всем тем, что неотвратимо приходит, не поддаётся анализу и разрушает привычный мир.

 

Фото: Виктор Дмитриев


В статье упомянуты: