Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Ищу человека
03 ноября 2023Наталия Дмитриева Ведомости НСО
Театральный фестиваль «Гравитация», завершившийся в Новосибирске, стал настоящей антропологической лабораторией
Сцена из спектакля «Где ты был так долго, чувак?»
В Новосибирске завершился III Фестиваль актуального театра «Гравитация», который театр «Старый дом» провёл в партнёрстве с фестивалем «Золотая маска» при поддержке министерства культуры Новосибирской области и нацпроекта «Культура». Две недели культурного нон-стопа, когда экзистенциальные события основной афиши органично уравновешивались терапевтическим эффектом off-программы, давая зрителю возможность трансформировать впечатления от увиденных спектаклей в личный проживающий опыт на лекциях, прогулках и обсуждениях.
— В течение одного дня у наших гостей была возможность несколько раз сменить сферу и динамику погружения в самые разные фестивальные события — от медитативной читки до динамичного клубного афтепати, посмотреть два спектакля на разных площадках, принять участие в благотворительном аукционе и танцевальном мастер-классе, — говорит директор «Старого дома» и гендиректор «Гравитации» Татьяна Ильина.
Сцена из спектакля «Где ты был так долго, чувак?»
Новосибирская публика в хорошем смысле избалована фестивалем, который каждый новый сезон открывал для сибиряков дверь в большое искусство, знакомя с самыми актуальными драматическими высказываниями. В этом году «Гравитация» притянула на свою фестивальную орбиту коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа, подарив нам восемь спектаклей-откровений, где режиссёры рассматривали через свою внутреннюю оптику человеческую природу, пытаясь вместе со зрителями найти ответ на главный вопрос: куда мы все сегодня идём?
Все спектакли стилистически и жанрово разные, но объединены общей идей актуального театра, который не фиксирует внешние события в аналитическом моменте, а уходит в глубины человеческой рефлексии, где скрываются наши коллективные паттерны и архетипы. Сегодня весь мир напоминает пациента с биполярным расстройством, чьи действия и настроения логическому анализу не поддаются, поэтому традиционные приёмы «театральной диагностики» практически не работают — режиссёры уходят в поле интуитивного чувствования, где зашиты наши общие представления о жизни. Иногда — в виде штампованных фраз и стереотипов, которые во многом определяют наше сознание. Как в спектакле главного режиссёра театра «Старый дом» Антона Фёдорова «Где ты был так долго, чувак?», который привёз московский независимый театр «Место».
«Чувак» отрицает традиционную литературоцентричность театра, когда «вначале было слово». Слово, конечно, в «Чуваке» было, но это — не сюжетный текст, а кипящий борщ, в котором булькают затёртые в обиходе словечки и фразы, набившие оскомину цитаты и строчки из песен, поговорки и разные наши «перед людЯми неудобно» и «бьёт значит любит». Последнее убивает наповал, когда заканчиваются весёлые прихихишки в стиле народных комедий и комикование рассыпается в прах, обнажая окровавленную сорочку Нины (Наталья Рычкова), которую с «водевильным» грохотом гонял за сценой муж Петя (Дмитрий Куличков). Над общим сценическим борщом левитирует архетипичный Чебурашка в исполнении космической Розы Хайруллиной, сопровождающий нас по жизни — с детства и до самого исхода.
Сцена из спектакля «Ребёнок».
Смешно смеяться над собой, но горько осознавать, что наше психическое тело и состоит в основном из поведенческих клише, которые мы продуцируем из поколение в поколение. Закольцованность наших действий в быту (все вот эти «ой, ну не начинай, ладно?») всплыли на поверхность зрительского сознания ещё в одном спектакле Фёдорова, где главные герои живут на сценических льдинах, редко прибиваясь друг к другу. Спектакль «Ребёнок» привёз на фестиваль Воронежский камерный театр. В его основе — текст лауреата Нобелевской премии норвежца Юна Фоссе, а сам спектакль в этом году стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы в драме». История про то, как «встретились два одиночества», — это пронзительная песня Сольвейг, где одиночество ведёт свою сольную партию в надежде, что ребёнок придаст смысла жизни неприкаянным Агнес и Фредерику. Два одиночества вновь демонстрируют зрителю всю палитру узнаваемых бытовых междометий, с помощью которых мы общаемся в обычной жизни со своим близким кругом, подчеркивая принадлежность к коллективному шаблону. И да, он не меняется со времён пращуров.
Сцена из спектакля «Идиот».
Театр «Приют комедианта» из Санкт-Петербурга, постоянный участник всех «гравитационных» фестивалей, привёз спектакль Петра Шерешевского «Идиот», где жизнь по-достоевски несётся со скоростью «ласточки», а Лев Мышкин (Илья Дель) — поэт с психологическими особенностями, чувствующий мир обнажённой кожей. В этом Мышкине нет болезненного надлома пациента психиатрической клиники, его рефлексия не похожа на медицинский анамнез, скорее, это норма для человека, обладающего эмоциональным интеллектом. Другое дело, что остальные персонажи живут с его тотальным отсутствием, несмотря на высокий градус страсти, собственно, как и большинство из нас.
Сцена из спектакля «Саша, привет!».
В спектакле «Саша, привет!» Театра наций, поставленном Маратом Гацаловым по одноимённой антиутопии Дмитрия Данилова, точно подмечено наше общее нежелание и неумение выстраивать равноправный диалог с другим-чужим, особенно, когда нам кажется, что мы его на интеллектуальный порядок выше. Приговорённый к казни филолог Сергей (Игорь Гордин) насмехается над глупенькой волонтёркой, виноватой лишь в том, что она дочка прокурора, а его жена-филологиня Света (Наталья Вдовина) с интеллектуальным наслаждением втаптывает в грязь бездарного писателя. В спектакле, разумеется, много смыслов и течений, но желание человека встать на голову ближнему своему, чтобы казаться выше и белее, подмечено точно. Можно сказать, что «Гравитация» дала зрителю уникальную возможность посмотреться в коллективное зеркало — и пенять на него не будем, ибо все мы сложны и одинаковы.
Сцена из пластического спектакля «SAK-SOK».
У каждого фестиваля есть своя смысловая фишка: у «Гравитации» важной особенностью афиши стало большое количество лучших спектаклей, представленных в жанре современного пластического искусства. К сожалению, в Новосибирске танцевальное движение только набирает обороты, и у команды фестиваля были опасения, что зритель прохладно встретит такой репертуарный эксперимент, однако полные залы говорили об обратном — телесность в тренде.
Сила эмоций, рассказанная телом, актуальна по многим причинам: мы начали понимать, что проживаем эту жизнь в телесной форме, «разлучать» ум и тело как минимум непродуктивно, а ещё тело не умеет врать. Особенно когда артист подключается к коллективным архетипам, живущим в мифологическом поле, как это делали танцовщики перформанса «SAK-SOK», который режиссировал Нурбек Батулла. Сила татарского баита о двух братьях, проклятых родной матерью, пульсировала по венам танцовщиков, разгорячённая движением и шаманской инициацией, обрекая зрителей на неизбежный катарсис.
Сцена из спектакля «Место, которого ещё не было».
Коллаборация фестиваля «Золотая маска» и фестиваля актуального театра «Гравитация» позволила включить в основную афишу три уникальных пластических спектакля, которые стали всероссийским событием. Это два проекта Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) — «Последнее чаепитие» и «Место, которого ещё не было». И если первый спектакль — смешная (местами!) аллюзия на пьесу Чехова «Дядя Ваня», где чудаки, похожие на нас, любят, страдают, ревнуют и грустят, то «Место» — сплошной сгусток острой боли, крик о помощи в пространстве механистических сил.
Что касается третьего проекта, то это невероятно нежный и красивый спектакль Ольги Васильевой «Адам и Ева», где вечный библейский миф рассказан языком танца в инсталляции художника Павла Брата — в розовых лианах, созданных им из погребальных венков.
К «Гравитации» присоединился и фестиваль Context. Diana Vishneva, который показал в Новосибирске танцевальное произведение от шести постановщиков «Материя». Шесть историй-эпизодов о том, как из обезличенной космической массы рождается индивидуальность и самость. И в какой-то степени «Материя» даёт всем нам осторожный оптимизм — сила человеческого духа может преодолеть неумолимое притяжение к упрощённо общему.
Фото Виктора ДМИТРИЕВА