Не до спокойной жизни
29 октября 2013Антон Хитров Газета.ru
В Перми проходит фестиваль театра и кино о современности «Текстура». Нынешний форум называют самым непростым за многие годы — возможно, имея в виду разноплановость представленных здесь читок, спектаклей и кинопоказов.
В этом году резко изменилась география «Текстуры». С уходом его создателя и руководителя Эдуарда Боякова из театра «Сцена-молот» фестиваль лишился постоянной площадки: в этом году публика курсирует между театром «У моста», кинотеатром Very Velly и киноцентром «Премьер».
Героем ежегодной программы «Имя» и лауреатом специальной премии фестиваля станет драматург Василий Сигарев, который с недавних пор снимает кино: зрители увидят оба его фильма, «Волчок» и «Жить», плюс видеоверсию спектакля «Пластилин» — самой известной постановки его пьесы, с которой началась московская карьера Кирилла Серебренникова. Учитель Сигарева — драматург, актер и режиссер Николай Коляда ставит читку по его ранней пьесе «Детектор лжи» — это одна из немногих комедий автора.
Театр
Театральная программа, сплошь состоящая из постановок современной драматургии, — это неудивительно для «Текстуры». Важно другое: абсолютное большинство режиссеров, которые представят свои спектакли в Перми, это молодые участники лабораторий, исследовательских центров вроде столичной Школы театрального лидера или петербургского Театрального пространства Андрея Могучего. Чему, конечно, нельзя не радоваться — новая форма театральной организации быстро доказывает свою состоятельность.
Программа открылась 20 октября, во второй день фестиваля, спектаклем «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». Это первая за многие годы собственная премьера Центра им. Мейерхольда, с которой начался его новый проект Blackbox. Режиссер Юрий Муравицкий работает с российской новой драмой, но «Папа уходит...» поставлен по пьесе французского драматурга Фабьена Ивера — это монолог ребенка, который гадает, почему произошли события, вынесенные в заголовок.
В спектакле разделены действие и текст: в павильоне, напоминающем о живописи поп-арта, персонажи разыгрывают пантомиму, а пьеса озвучивается другими актерами за пределами игрового пространства.
На следующий день молодой независимый театр ТРУ из Петербурга дважды сыграл спектакль «Нет дороги назад». Участники лабораторий Андрея Могучего режиссер Александр Артемов и драматург Дмитрий Юшков (распределение обязанностей более чем условно) придумали закольцованный театральный текст, отталкиваясь от шлягера певца Тимура Муцураева, который звучит в спектакле не менее четырех раз. Спектакль обнаруживает парадоксальное сходство между песнями, знакомыми каждому, кто хоть однажды ловил частника на шоссе, и новейшими экспериментами современной драматургии.
В течение недели зрители «Текстуры» увидят еще четыре спектакля. Два основаны на пьесах ирландца Мартина Макдонаха, другие два — на российской драматургии. Программу закрывает любопытный формальный эксперимент — «Ручейник, или Куда делся Андрей?» новосибирского театра «Старый дом». Петербургский режиссер Семен Александровский превратил пьесу Вячеслава Дурненкова девятилетней давности — то есть уже практически классику новой драмы — в стилизацию документальной хроники: главный герой — журналист, поэтому зрителей знакомят с материалом, который он якобы собирал в глубинке. Те, кто был на Авиньоне-2012, вспоминают ливанский спектакль Раби Мруэ и Лины Санех «33 tours et quelques secondes», где публика наблюдала за профилем некоего самоубийцы в фейсбуке — не все зрители догадались, что этого человека никогда не существовало.
В статье упомянуты:
спектакли: