Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

27 Апреля, суббота

Петерс

подробнее>

НЕКОТОРЫЕ ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ

09 сентября 2022

За время репетиций спектакля «Пульчинелла» эта итальянская маска стала для нас не просто близким персонажем, но проявилась как очень пластичная субстанция. Благодаря ей мы изучали вечный тип, вглядывались в его суть и находили общее с собой, нашим временем и социальностью. Удивительно, что при вполне узнаваемом содержании характера, возможности пульчинелловой природы оказались безграничны, а способность превращаться во что-то новое – бесконечна. На этой выставке мы предлагаем вам приблизиться к фигуре Пульчинеллы по следам нашего спектакля. Напомним, что неаполитанской маске народного итальянского театра уже больше 400 лет, а это значит, что ее существо чрезвычайно многослойно, и мы прикоснулись лишь к некоторой части.

 

В инсталляции на первом этаже – два автора, которые во многом определили интерес к Пульчинелле и его появление в качестве центральной темы спектакля. Это Джандоменико Тьеполо и Джорджо Агамбен. Венецианский художник XVIII века и римский философ наших дней. Первый в период падения Венецианской республики удалился от общества и посвятил последние годы своей жизни рисованию Пульчинелл, создав несколько десятков фресок и больше сотни гравюр с их участием. Позже эти гравюры были собраны в альбом под названием «Пульчинелла, или Развлечения для детей». В 2016 году Агамбен написал книгу о Тьеполо и его любимом комическом персонаже (на русском языке книга вышла в 2021 в издательстве «Носорог»). Каждую главу Агамбен начинает с воображаемого диалога с Пульчинеллой и вместе с этим любителем макарон задается вопросами о жизни человека в обществе. В поиске ответов он обращается к биографии Тьеполо и истории Венеции, дает культурную ретроспективу Пульчинеллы, пускается философские изыскания, обращается к Аристотелю, Канту и Беньямину, а также основной проблеме своих размышлений – фигуре homo sacer (проклятый человек).

 

В театре «Старый дом», помимо сценографии и костюмов в спектакле «Пульчинелла» в исполнении художника Ольги Шаишмелашвили, этот герой получил свое новое воплощение в миниатюрах, созданных артисткой Софьей Васильевой.

 

 

В лестничном пролете и фойе второго этажа вы увидите, как менялся облик Пульчинеллы – от XVII века до наших дней.

В начале своего существования Пульчинелла появился на театральных подмостках в белой рубахе навыпуск и того же цвета штанах, как у прочих дзани (слуг). На его голове небольшая темная войлочная шапочка. Таким его можно увидеть в произведениях начала XVII века, в частности на гравюре Ж. Калло «Пульчинелла и синьора Лукреция» [1]. Позже в его облике появились дополнения. На нем надета характерная полумаска с большими глазницами и укрупненным носом, а также большая, странного очертания шляпа. Пульчинелла изображен с выдающимся животом, но без горба. Таков он на акварели Л. Бурначчини «Пульчинелла» [2]. Дальнейшие изменения, например горб, можно проследить в произведениях художников А. Маньяско, Д.Б. Тьеполо, Д.Д. Тьеполо и др. Причиной изменения внешности маски, вероятно, стали довольно популярные в XVI и XVII веках комедии гоббо (горбунов), которые часто входили в труппу комедии дель арте.

 

Пик популярности этого персонажа приходится на XVIII век. В Италии художники увидели в Пульчинелле не маску, для изображения которой необходимо использовать условную схему для его мгновенного узнавания, а живого персонажа. Одним из первых к Пульчинелле обратился П.Л. Гецци. Он создал серию рисунков и гравюр, посвященную этому персонажу итальянской комедии. В нее вошли такие работы как «Пульчинелла обучает своих детей», «Пульчинелла разбогател», «Болезнь Пульчинеллы», «Завещание Пульчинеллы», «Старый Пульчинелла», «Пульчинелла кормит семью» [3] и др. Итальянский художник Маньяско создал серию картин «История Пульчинеллы», основываясь на наблюдении представлений с этим персонажем, который шли в Кастелло Сфорцеско. В нее вошли такие работы как «Пульчинелла, играющий на гитаре», «Пульчинелла на ослике» и «Пульчинелла с клизмой», «Пульчинелла и Коломбина» [4]. Вероятно, Маньяско исполнил их по заказу, около 1720 г. Позже, скорее всего около 1730 года, он вновь вернулся к этому персонажу и написал многофигурную композицию «Концерт Пульчинеллы». Начиная с середины века цикл, посвященный Пульчинелле, создавали уже упоминаемые нами отец и сын Тьеполо.

 

В XIX веке Морис Санд, сын знаменитой писательницы Жорж Санд, создает одно из самых известных изображений Пульчинеллы [5] со всеми присущими ему атрибутами.

В ХХ веке художник Дж. Северини ввел в изобразительное искусство новый образ этого героя. Теперь Пульчинелла предстает без всяких телесных изъянов. Он элегантен, как правило, играет на гитаре или ином инструменте, как на картине «Музицирующий Пульчинелла» [6]. Движения его плавны и грациозны.

 

В кафе  вы увидите видеоролик, посвященный Пульчинелле и его связи с основами жанра комедии.