Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Непричесанная история
17 января 2011Ирина Тимофеева Ведомости, 27.02.2009
От начала работы над книгой до ее издания прошло — представьте себе — семь лет! Дело в том, что материал начали собирать еще в 2001 году. Но денег выпустить книгу к 70-летию «Старого дома» у администрации театра не нашлось — и работа была приостановлена. Но в 2006 году новое руководство драмтеатра решило, что книге быть. И вновь закипела работа…
Созданием «Ремарок…» занимался целый авторский коллектив. Оформителем книги стала главный художник «Старого дома» Маргарита Мисюкова. Благодаря редактору «Ремарок…» и одновременно завлиту театра Оксане Ефременко проект книги выиграл грант губернатора — и эти деньги стали хорошим подспорьем в деле ее издания. Заместитель директора по маркетингу Лариса Мешкова была назначена редактором книги, а Андрей Гирка в процессе ее создания выступал в роли дизайнера-верстальщика. Но главный труд — наполнение книги — был возложен на известную журналистку, преподавателя НГУ Елену Климову. Чтобы «Ремарки…» получились такими, какими есть, она общалась с живыми творцами истории театра, закапывалась в архивы и библиофонды, безжалостно отсекала менее сочное и значимое, чтобы в итоге отборные документы и точные цитаты говорили наравне с автором.
Вот, к примеру, потрясающая цитата из отчета, хранящегося в областном партархиве: «В 1937 году Новосибирский колхозно-совхозный театр обслужил 17 районов. Итого — 244 спектакля, на каждом — по 300 человек зрителей в среднем… Из других зрелищ в Новосибирской области имеется зверинец, за период его работы в 1937 году его посетило 244485 человек». Или вот, скажем, приказ от 26 сентября 1967 года: «В связи с открытием нового здания областного драматического театра передать безвозмездно с баланса театра кукол на баланс областного театра ковер стоимостью 637 рублей». Как говорится, без комментариев…
Как емко заметил режиссер Изяслав Борисов, ровесник театра, книга Елены Климовой хороша тем, что она не причесана, сознательно лишена гофры и советской законченности. Книга живая, в ней есть очень правдивые вещи.
Живо и без прикрас рассказано о том, например, как еще в свою колхозно-совхозную пору театр путешествовал по городам и весям. Кто-то, например, дочь легендарного главрежа Анисима Рогочевского Ольга Анисимовна называет тот период временем больших романтиков. Сама она, рожденная в театральной семье, все детство провела в странствиях, в нескончаемых гастролях. А вот Вячеславу Митянину, который служит театру уже 41 год, в то время оглядываться непросто: «Это была борьба за право занять свою нишу в культурной жизни Новосибирска. У театра был свой зритель, свой репертуар. Но при этом не снималась задача — 240 сельских спектаклей за сезон. Чтобы выполнить план, труппу делили на две части, и мы играли по четыре спектакля в день. В итоге за летние гастроли на селе выполняли норму! А оставшуюся часть года театр жил спокойно, занимался творчеством. Но чего это стоило! Машины ломались, в кювет улетали, в грязи сидели. Жили не по гостиницам — в школах и Домах культуры. Гастролировали по два-три месяца. И в таких условиях отстаивали свой театр».
Также до мурашек правдиво в «Ремарках…» описана история о том, как театр все же обрел свой дом. Как вспоминает сегодня бывший руководитель областного управления культуры Николай Чернов, когда он познакомился с тем, как живет театр, понял, что без стационара в областном центре перспектив у него нет. Но самым доступным вариантом дать театру дом, как оказалось, стала полная перестройка абсолютно неприспособленного для театра помещения, которое создавалось как одна из 12 гимназий по проекту архитектора Крячкова, подаренных городу Николаем II, а в последние перед перестройкой годы служило общежитием для артистов филармонии. В итоге от дома остались только стены!..
Много еще удивительных историй хранят эти страницы. Но, как и любая высококлассная художественная книга, книга о «Старом доме» не отяжеляет сытостью, а разжигает чувство голода. После прочтения хочется понять, есть ли что-то еще, такое же пронзительное, что осталось вне красивого переплета. Возможно, действительно осталось, кто-то впоследствии попробует пойти по пути авторского коллектива «Ремарок…» и дополнит их своими открытиями. Но чтобы соответствовать заданному уровню, ему придется ох как нелегко.
А вы знаете, что…
«Александр Зацепин, будущий знаменитый композитор, автор всенародно любимой “Песни про зайцев” в кинофильме “Бриллиантовая рука”,
в ранней новосибирской молодости работал в театре аккордеонистом».
Цитата
«В тридцати километрах от Сузуна есть такое село — Бобровка. Мы туда спектакль повели. Начинали на селе всегда поздно, в одиннадцать — половину двенадцатого, когда подоят коров, поужинают, приведут себя в порядок наши зрители. У меня роль небольшая, делать нечего — дай, думаю, выйду на улицу. Смотрю — огонек. <…> Люди какие-то бегут, кричат: “Дом горит!” <…> Потушили к утру, когда уж рассвело. Смотрим — собираются зрители! Половина зала пришла досматривать второй акт». (Из воспоминаний Ивана Антропова. Все цитаты — из книги «Ремарки на полях истории»).