Пульчинелла
Андрей Прикотенко
Постановщики
Режиссер — Андрей Прикотенко
Художник — Ольга Шаишмелашвили
Композитор — Николай Попов
Художник по свету — Константин Бинкин
Хореограф-ассистент — Мария Кораблева
Креативный продюсер — Оксана Ефременко
Действующие лица и исполнители
Некоторые Пульчинеллы — Анатолий Григорьев Лариса Чернобаева Виталий Саянок Софья Васильева Евгений Варава Наталья Пьянова Андрей Сенько Юрий Кораблин Дмитрий Иванов Ольга Кандазис Лилия Мусина Софья Степанова Александр Шарафутдинов Тимофей Мамлин Анастасия Белинская Яна Погорелова Алексей Ефимов Наталья Немцева Арсений Чудецкий
Аннотация
Петрушка, Пульчинелла, Панч, Полишенель – этот обжора, притворщик, повеса и органический обыватель вот уже несколько столетий живет в разных странах и культурах. В своем спектакле Андрей Прикотенко и труппа «Старого дома» обратились к итальянцу Пульчинелле, самому загадочному персонажу в этом ряду. Маска комедии дель арте встретилась с нашей реальностью, и возникла абсолютно новая вселенная – со своими законами, течением времени и атмосферой. Как и положено, Пульчинелла в спектакле появится на свет, влюбится, станет родителем, освоит множество ремесел, попадет под арест, получит смертный приговор, подвергнется расстрелу и повешению, умрет, и, наконец, задумчиво посмотрит на собственную могилу.
Почему этот вечный персонаж неубиваем? В чем секрет его неиссякаемой бытующей жизни? Его судьба достойна смеха или слез?.. Пульчинелла вдохновляет на вопросы с момента своего рождения в ренессансном Неаполе. Способный перехитрить смерть и убежать от политики, он возрождается в критические периоды истории. В XVIII веке, в момент крушения Венецианской республики, художник Джандоменико Тьеполо закрылся на своей вилле и создал множество фресок, а также целый альбом гравюр с участием Пульчинелл. В наше время философ Джорджо Агамбен через картины венецианца и их обаятельного героя отправляется к истокам комедии и философии, чтобы понять, как жить непринужденно и естественно в глубоко кризисную эпоху. «Старый дом» вслед за ними населяет свой спектакль некоторыми Пульчинеллами и очень точно обнаруживает их след в современности. Этот спектакль – новый вызов для постановщиков и артистов театра: в нем нет звучащей речи, ее заменили маска, жест и особое настроение «пульчинелловой души».
*В спектакле использованы фрагменты из книги Дж. Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей» издательства «Носорог».
— Спектакль-номинант Российской Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска» 2024: драма/спектакль малой формы, драма/работа режиссера (Андрей ПРИКОТЕНКО), драма/мужская роль (Анатолий ГРИГОРЬЕВ), драма/женская роль второго плана (Лариса ЧЕРНОБАЕВА), драма/работа художника (Ольга ШАИШМЕЛАШВИЛИ), драма/работа художника по костюмам (Ольга ШАИШМЕЛАШВИЛИ), драма/работа художника по свету (Константин БИНКИН).
Андрей Прикотенко, режиссер спектакля: «Представьте себе Венецианскую республику: она просуществовала больше тысячи лет, многие знают эпизоды ее истории, как минимум сама Венеция дошла до нас как результат творения этой республики. И вот случается ее закат. Это происходит в 1797 году, когда Наполеон Бонапарт прекращает ее жизнь, последний дож подписывает документы о том, что ее больше нет. Почему-то один из венецианских художников Джандоменико Тьеполо уезжает к себе на виллу, которая находится рядом с Венецией, в городе Местре, замыкается в себе и начинает рисовать вот этих Пульчинелл. Занимается этим до конца жизни, разрисовывает всю свою виллу фресками, создает большое количество гравюр. Почему? Это такой парадокс, который интересно разгадать.
Сам Пульчинелла отличается от других масок дель арте, например от Арлекина тем, что у него есть лирическая составляющая, он наивен. Он такой персонаж, которого мы часто видим в нашей реальности. Он очень непосредственный, он не задает себе сложных вопросов, он некая биологическая данность. Как говорит Агамбен*, он не про то – «что», он про «как». Жизнь сама по себе. И в этом пульчилиризме есть своеобразное обаяние, есть витальность. И вот эта витальность оказалось центром художественной сосредоточенности этого венецианского художника – Джандоменико Тьеполо. Может быть, в его сущности они находили ответы на то, почему закончилась Венецианская республика».
Маска Пульчинеллы
Пульчинелла – не только одна из самых популярных и любимых масок итальянской комедии дель арте, но и самая таинственная, нетипичная и даже инфернальная. В отличие от того же Арлекина у этой маски нет закрепленного характера: за исключением того, что он представитель низового Неаполя XVI века, у него нет однозначного определения. Именно поэтому Пульчинелла на сцене может выступать в разных обличиях. У итальянцев есть даже специальное выражение «fare il pulcinella» - в переводе «пульчинеллить», что значит, изменять взгляды. Он может быть торговцем, огородником, сторожем, художником, солдатом, контрабандистом, вором, бандитом. Преобладающей чертой его характера всегда была глупость. Однако иногда он может быть и умен, и ловок, и хитер. Пульчинелла часто выступает в роли слуги, почти всегда он очень беден и очень голоден, но в некоторых сюжетах он неожиданно становится богатым. Встречаются сценарии, где Пульчинелла выступает даже в роли придворного. В отличие от других дзанни (слуг) Пульчинелла не всегда холост. Часто он предстает в роли мужа (нередко рогатого), окруженного толпой голодных ребятишек.
Происхождение Пульчинеллы – вопрос вопросов. Его имя производное от pullecino — «цыпленок», что указывает на крестьянские корни маски. Считается, что Пульчинелла родом из Кавы или из Аччеры - близ Неаполя. Он одет, как и подобает крестьянину, в белый балахон, подхваченный поясом, и белые свободные панталоны.
С другой стороны – в его облике очевидны зооморфные черты. Внешне его маска похожа на голову цыпленка, а ее нос – на клюв. К тому же кукольники традиционно озвучивают его скрипучим голосом, точь-в-точь как у Дональда Дака. Характерным внешним признаком Пульчинеллы является также горб или торчащий живот, а иногда то и другое вместе (двойная горбатость). Схожесть с птицей помещает персонаж на границе между реальным и фантастическим, здешним и потусторонним.
Легенда рождения Пульчинеллы
Показательна в этом отношении легенда о его рождении. Она гласит, будто Пульчинелла родился из яйца, созданного двумя ведьмами, потому что им нужен был помощник. Пошли они на это с «благословения» Плутона, короля загробного мира. Это объясняет демоническое начало природы Пульчинеллы.
По другой легенде, он также вылупился из яйца, но после этого вступил с цыпленком в интимную связь, а затем убил его и решил съесть. В это время появился дьявол и произнес заклинание, согласно которому, если Пульчинелла пообедает птицей, то с ним случится то, чего раньше не происходило ни с одним смертным. Так и произошло. Герой оказался беременным и родил яйцо, из которого вылупилось пять одинаковых малышей Пульчинелл. Фантастическая история происхождения персонажа иллюстрирует одну из особенностей этой маски – способность «роиться». Он может раздваиваться, «растраиваться» и так далее, воспроизводя самого себя.
Таким образом, Пульчинелла – персонаж, который рожден двумя мирами: реальностью и мифом.
«Проклятый человек»
Философ Джорджо Агамбен подчеркивает пограничность фигуры Пульчинеллы, определяя его как «homo sacer – в переводе с латыни "священный человек" или "проклятый человек". Этот термин он заимствует из римского права и делает одним из ключевых понятий в своих работах. Речь идет о человеке вне закона, которого можно безнаказанно убить, но нельзя принести в жертву. Такая "сакральная" фигура оказывается между жизнью и правом, между человеческим и божественным, и именно эта фигура у Агамбена становится синонимом современного человека, живущего при перманентном "чрезвычайном положении" (по тексту книги «Пульчинелла, или Развлечения для детей в четырех сценах», издательство «Носорог»).
Космогонический возрождающий смех Пульчинеллы
Фольклористы и театроведы считают, что Пульчинелла (вместе с Арлекином и другими масками слуг комедии дель арте) входит в дьявольскую свиту, сопровождающую Монарха шутов или Короля карнавала во время карнавальных празднеств, которые еще в раннехристианской Европе пришли на смену языческим сатурналиям, унаследовав типичные для подобных торжеств забавы и буйства. Во время карнавала осмеивались официальные «серьезные» аспекты жизни, что позволяло утверждать их же статус при помощи благодетельной стихии обмана и смеха. Шутовство, кутерьма, осмеивание должны были способствовать преодолению смерти и дать начало новой жизни – в весенний период сельскохозяйственных работ. Такое содержание карнавальных действ воспроизводило древние земледельческие ритуалы, которые должны были повысить плодородие почвы и принести обильные урожаи.
Жизнь Пульчинеллы – повторение цикла природы: от рождения к смерти и к последующему возрождению. В отличие от трагического героя, который проделывает тот же путь, стихия Пульчинеллы – комедия, создающая альтернативную серьезному мировосприятию реальность. Вот почему жизненное путешествие Пульчинеллы происходит в перевернутом мире и с перевернутым набором значений знакомых ситуаций. Еда, любовь, рождение, смерть предстают здесь непросто как акты обычного существования, но в качестве метафор земледельческих практик и символов плодородия.
Ближайшие показы
2024-11-30 18:00
О спектакле
- Премьера:10.09.2022
- Продолжительность:1:30 без антракта
пресса
- Премия «Золотая маска» и новосибирский претендент на соискание наградыЮлия Щеткова, Новая Сибирь
- Новосибирский «Старый дом» претендует на «Золотую Маску» в семи номинацияхЮлия Щеткова, Новая Сибирь
- Только один новосибирский театр номинирован на «Золотую маску»Алёна Золотова, Континент Сибирь
- Новосибирский спектакль «Пульчинелла» номинирован на «Золотую маску», Новосибирские новости
- Театральный критик Владислава Куприна о спектакле «Пульчинелла»Дмитрий Трубочкин, Телеканал «Культура»
- Некоторые… кто? Полина Давыденко, Место встречи. Сибирь
- Новосибирский «Старый Дом» покажет «Контрольные отпечатки» на пяти площадкахЕлена Алдашева, Журнал «Театр»
- Пульчинелла расскажет, как жить непринужденноАнастасия Куприянова, Leader's Today
- ИЗ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ПУЛЬЧИНЕЛЛЫМария Кожина, Петербургский Театральный Журнал
- Жизнь победила смертьЯна Колесинская, СultVitamin, портал о культуре
- Жизни некоторых Пульчинелл важныПавел Ютяев, Собака.ру
- Кто ты будешь такой?Наталия Дмитриева, Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
- Новосибирские театры открыли сезон новыми спектаклямиНаталья Решетникова, Российская газета
- НОВОСТИ В 20:30 – 12 СЕНТЯБРЯ 2022Алексей Кудинов, Телеканал ОТС
- В студии прямого эфира радиостанции Серебряный дождь креативный продюсер Оксана ЕфременкоАнтон Веселов, Серебряный дождь. Новосибирск
- Внутри «Пульчинеллы»Наталия Дмитриева, Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
- На языке телаНаталия Дмитриева, Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕЛЕПРОЕКТ "КУЛЬТУРНЫЙ МАКСИМУМ"Алексей Кудинов, Телеканал ОТС
- Ждите «Белую болезнь»Наталия Дмитриева, Ведомости НСО
- ТОП-5 театральных премьерНаталия Дмитриева, Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
- Пять стартовых премьер нового театрального сезонаМарина Вержбицкая, Новая Сибирь