Премьера

17.03.2023
Вавилон

Вавилон

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

27 Января, пятница

Калека с острова Инишмаан

подробнее>

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ МАРШРУТОВ НИКИТЫ БЕТЕХТИНА

23 ноября 2021
Мария Кожина Петербургский Театральный Журнал

Постановки режиссера могут показаться статичными, да и материал он выбирает соответствующий. Ему интересно выводить на сцену персонажей, которые не совершают поступков (приговор поколению?). В спектакле «Старого дома» «Сережа очень тупой» главный герой отказывается от инициации ради того, чтобы и дальше жить привычной жизнью. Его бездействие выражено буквально: Сережа (Тимофей Мамлин) почти все время приклеен к офисному стулу, на котором катается по стильно обставленной квартире (художник Алексей Лобанов выстроил реалистичный жилой интерьер). Поскольку герой до конца так и остается в неведении, суть происходящего прочитывается через образ его жены Маши (Наталья Немцева). В ее оценках заметно, что героиня связана с курьерами, они будто принадлежат одному сказочному миру: курьеры — это такой Змеей Горыныч, воплотившийся в трех телах, а Маша — Василиса Премудрая, оберегающая своего суженого. Когда она хватается за живот и сжимается от боли, становится понятно, что в посылке — нечто, имеющее отношение к ее естеству, ее сказочной природе. Она не может допустить, чтобы Сережа открыл коробку, потому что тогда Машу унесет Кощей, а Ивану-дураку придется превращаться в Ивана-царевича и умирать за нее. И поскольку Сережа здесь — герой из реальности и он не понимает, что должен делать, — он слепо следует указаниям жены, чтобы так и не совершить поступка и навсегда остаться обывателем, очень-очень тупым Сережей.

 


 

Статика и динамика — ключевые понятия для режиссера. В эскизе по пьесе Хайнера Мюллера «Цемент», который Бетехтин делал в «Старом доме», жители поселка застывали в скульптурной композиции, когда слышали оглушительные шаги Глеба Чумалова (Ян Латышев), возвращавшегося с войны, а их лица были искажены ужасом. Статичные образы, в которых видимое действие отсутствует, Бетехтин наполняет внутренним напряжением, поэтому в его спектаклях возникает учащенный пульсирующий ритм.

 

Продолжение статьи доступно по ссылке: https://ptj.spb.ru/archive/98/director-table-new-young/peresecheniya-marshrutov-nikity-betextina/ 


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: